Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: В какой форме нужно оформить платежное поручение при удержании задолженности перед бюджетом из зарплаты работника после 17.07.2021?

style="max-height: 50vh;">
Вопрос: С 17.07.2021 изменились правила заполнения платежных поручений при проведении удержаний задолженности перед бюджетом из заработной платы работников-должников. В платежном поручении в поле "ИНН плательщика" нужно будет указывать не ИНН организации, а ИНН работника (изменение внесено Приказом Минфина России от 14.09.2020 N 199н, вступившим в силу с 17.07.2021).
В какой форме нужно оформить платежное поручение после 17.07.2021:
- в форме платы за третьих лиц, где в поле 101 указывается статус лица, за которое оплачивается задолженность, в данном случае это статус физлица, в поле 60 отражается ИНН физического лица, в поле 102 - ставим 0, в поле 8 "Плательщик" - наименование организации, осуществляющей платеж, в поле 24 "Назначение платежа" указываем ИНН и КПП (если он есть) организации через знак "//", Ф.И.О., за кого перечисляется задолженность;
- обычным платежным поручением по оплате задолженности, но в поле для ИНН плательщика указываем ИНН физического лица - работника, из чьей заработной платы произошло удержание задолженности перед бюджетом? В случае отсутствия ИНН у работника можно ли указать ИНН = 0? В этом случае какие идентификаторы нужно дополнительно указывать?

Ответ: По нашему мнению, банку следует придерживаться следующего порядка заполнения реквизитов платежного документа по оплате задолженности перед бюджетом денежными средствами, удержанными из заработной платы работника-должника.
В реквизите "Плательщик" (8) указывается наименование организации, осуществляющей перевод денежных средств (сокращенное наименование банка).
В реквизите "КПП плательщика" (102) указывается ноль ("0").
В реквизите "ИНН плательщика" (60):
- при наличии у работника-должника ИНН указывается ИНН работника-должника в соответствии со свидетельством о постановке работника-должника на учет в налоговом органе;
- в случае отсутствия у работника-должника ИНН указывается ноль.
В реквизите "108" распоряжения о переводе администрируемых налоговыми органами средств в бюджетную систему Российской Федерации указывается буквенно-цифровой номер (без указания знака "N") документа, который является основанием платежа, в соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Приказу N 107н.
В реквизите "Код" (22) указывается уникальный идентификатор начисления (в случае его присвоения получателем средств).
В реквизите "Назначение платежа" (24) указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) работника-должника, а при отсутствии у должника ИНН также указываются адрес регистрации работника-должника по месту его жительства или по месту его пребывания (при отсутствии у работника-должника места жительства); дата принятия судебного решения и номер исполнительного листа; иная информация о плательщике, установленная законодательством Российской Федерации. Указание информации в виде ИНН и КПП организации через знак "//" Приказом N 107н не предусмотрено.
В реквизите "101" при формировании банком распоряжения о переводе денежных средств в счет оплаты задолженности по платежам в бюджет Российской Федерации, не администрируемым налоговым органом, следует указывать значение "19", а по налогам, сборам, администрируемым налоговыми органами, по нашему мнению, следует указывать значение "02" (налоговый агент) как наиболее подходящее по смыслу из предусмотренных в перечне Приложения N 5 к Приказу N 107н значений. Использование в реквизите "101" значения "13", соответствующего статусу лица, за которое перечисляется задолженность, предусмотренного нормой последнего абзаца Приложения N 5 к Приказу N 107н для третьих лиц, исполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность плательщика, в рассматриваемой ситуации полагаем некорректным, так как банк исполняет обязанность по перечислению, но не оплате задолженности за налогоплательщика.

Обоснование: В соответствии со ст. 137 Трудового кодекса РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
В частности, Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определены условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий (ч. 1 ст. 1 Закона N 229-ФЗ).
Нормами ст. 7 Закона N 229-ФЗ определено, что требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона N 229-ФЗ исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме 100 000 руб., может быть направлен в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи, непосредственно взыскателем.
Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях (ч. 1 ст. 98 Закона N 229-ФЗ):
1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей;
2) взыскание суммы, не превышающей 10 000 руб.;
3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В соответствии с действующей в настоящее время редакцией ч. 3 ст. 98 Закона N 229-ФЗ лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. Лица, выплачивающие должнику заработную плату и (или) иные доходы путем их перечисления на счет должника в банке или иной кредитной организации, обязаны указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу.
Правила осуществления перевода денежных средств кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации установлены Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств" (далее - Положение N 383-П), согласно п. 1.1 которого банки осуществляют перевод денежных средств по банковским счетам и без открытия банковских счетов в соответствии с федеральным законом и нормативными актами Банка России (далее при совместном упоминании - законодательство) в рамках применяемых форм безналичных расчетов на основании предусмотренных п. п. 1.10 и 1.11 Положения N 383-П распоряжений о переводе денежных средств (далее - распоряжения), составляемых плательщиками, получателями средств, а также лицами, органами, имеющими право на основании федерального закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков (далее - взыскатели средств), банками.
Согласно п. 1.10 Положения N 383-П перечень и описание реквизитов распоряжений - платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, платежного ордера приведены в Приложениях 1 и 8 к настоящему Положению. В частности, в Приложении 1 к Положению N 383-П указано:


Номер реквизитаНаименование реквизитаЗначение реквизита

8ПлательщикДля юридических лиц, банков указывается полное или сокращенное наименование; для физических лиц - полностью фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) (далее - Ф.И.О.); для индивидуальных предпринимателей - Ф.И.О. и правовой статус; для физических лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, - Ф.И.О. и указание на вид деятельности.
При переводе денежных средств без открытия банковского счета указываются полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения и информация о плательщике - физическом лице: Ф.И.О., ИНН (при его наличии). Для выделения информации о плательщике - физическом лице используется символ "//". Информация о плательщике - физическом лице указывается в одной из следующих последовательностей:
- полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения, символ "//", Ф.И.О. физического лица, символ "//", ИНН физического лица (при его наличии), символ "//";
- полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения, символ "//", Ф.И.О. физического лица, символ "//", уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии), символ "//", ИНН физического лица (при его наличии), символ "//";
- полное или сокращенное наименование кредитной организации, филиала кредитной организации - отправителя распоряжения, символ "//", Ф.И.О. физического лица, символ "//", уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии), символ "//", адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, символ "//".
При указании адреса допускается использовать сокращения, позволяющие определенно установить данную информацию

22КодУказывается уникальный идентификатор платежа в случаях, предусмотренных п. 1.21.1 Положения N 383-П

24Назначение платежаВ платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, наименование товаров, работ, услуг, номера и даты договоров, товарных документов, а также может указываться другая необходимая информация, в том числе в соответствии с законодательством, включая налог на добавленную стоимость.
В инкассовом поручении указываются при взыскании денежных средств на основании федерального закона наименование взыскания, дата, номер и статья федерального закона, предусматривающего право взыскания денежных средств, номер и дата решения о взыскании денежных средств, если принятие такого решения предусмотрено федеральным законом, при взыскании денежных средств на основании исполнительных документов - наименование органа, выдавшего исполнительный документ, дата выдачи исполнительного документа, номер дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ

60ИННИНН плательщика.
Указывается ИНН (при наличии) или КИО (при наличии) плательщика

101 - 109В реквизитах 101 - 109 указывается информация в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" Минфином России по согласованию с Банком России

В соответствии с Приложением 3 к Положению N 383-П в реквизите "102" платежного поручения указывается КПП плательщика.
На основании п. 7 ст. 45 Налогового кодекса РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами указания информации в реквизитах соответствующих распоряжений, определенными Минфином России по согласованию с Банком России в Приказе Минфина России от 12.11.2013 N 107н (далее - Приказ N 107н). В частности, указанный Приказ N 107н определяет информацию, идентифицирующую плательщика (в том числе в реквизите "ИНН плательщика"), при составлении организациями распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке.
Пунктом 10 Приложения N 1 к Приказу N 107н для организаций, составляющих распоряжения о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке, предусмотрено указание в реквизитах следующей информации:
- "ИНН" плательщика - значение ИНН плательщика, чья обязанность по уплате платежа в бюджетную систему Российской Федерации исполняется на основании исполнительного документа. При отсутствии у плательщика - физического лица ИНН в реквизите "ИНН" плательщика указывается ноль ("0"). При этом не допускается указание в реквизите "ИНН" плательщика значения ИНН организации, составившей распоряжение;
- "КПП" плательщика - указывается ноль ("0");
- "Плательщик" - наименование организации, осуществляющей перевод денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица (указывается сокращенное наименование).
В силу общих норм п. 3 Приложения N 1 к Приказу N 107н значение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) в распоряжении о переводе денежных средств указывается в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе.
Значение реквизита "ИНН" плательщика состоит из 10 знаков (цифр) для юридического лица и 12 знаков (цифр) - для физического лица, при этом первый и второй знаки (цифры) "ИНН" плательщика не могут одновременно принимать значение ноль ("0").
В реквизите "ИНН" плательщика допускается указание значения ноль ("0") иностранными организациями (физическими лицами) (за исключением налогов, сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов, иных платежей, администрируемых налоговыми органами) при отсутствии их постановки на учет в налоговом органе.
Указание в распоряжении о переводе денежных средств значения ИНН в реквизитах "ИНН" плательщика, "ИНН" получателя средств и значения КПП в реквизитах "КПП" плательщика, "КПП" получателя средств является обязательным, если иное не предусмотрено Приложением N 1 к Приказу N 107н.
Значение ИНН плательщика - физического лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств, может не указываться при условии указания в реквизите "108" распоряжения о переводе денежных средств идентификатора сведений о физическом лице или указания в реквизите "Код" распоряжения о переводе денежных средств уникального идентификатора начисления в соответствии с установленными Приложением N 1 к Приказу N 107н. В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН и уникального идентификатора начисления указание в распоряжении о переводе денежных средств иного идентификатора сведений о физическом лице является обязательным.
В силу п. 4 Приказа N 107н составитель распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе за государственные и муниципальные услуги, указывает уникальный идентификатор начисления, идентификатор сведений о физическом лице, предусмотренные настоящим Приказом, в соответствующем реквизите распоряжения физического лица о переводе денежных средств. При этом уникальный идентификатор начисления в случае его присвоения получателем средств указывается в распоряжениях о переводе денежных средств в порядке, определенном для уникального идентификатора платежа нормативным актом Банка России, устанавливающим правила осуществления перевода денежных средств Банком России, кредитными организациями на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации в соответствии с ч. 3 ст. 2, ч. 1 и 6 ст. 8 Федерального закона N 161-ФЗ, п. п. 4 и 5 ст. 4, ст. 82.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". При составлении распоряжения о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов, иных платежей в реквизитах "104" - "109" и "Код" указывается информация в порядке, установленном, соответственно, п. п. 5 - 12 Приложения N 2 к Приказу N 107н (п. 4 Приложения N 2 к Приказу N 107н). В том числе в силу п. 9 Приложения N 2 к Приказу N 107н в распоряжении о переводе администрируемых налоговыми органами средств в бюджетную систему Российской Федерации в реквизите "108" указывается номер документа, который является основанием платежа и может принимать следующий вид:
- "ТР" - номер требования налогового органа об уплате налога (сбора, страховых взносов);
- "РС" - номер решения о рассрочке;
- "ОТ" - номер решения об отсрочке;
- "РТ" - номер решения о реструктуризации;
- "ПБ" - номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом;
- "ПР" - номер решения о приостановлении взыскания;
- "АП" - номер решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- "АР" - номер исполнительного документа и возбужденного на основании его исполнительного производства;
- "ИН" - номер решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита;
- "ТЛ" - номер определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении погасить требования к должнику.
При указании номера соответствующего документа знак номера ("N") не проставляется.
Подпунктом 3 п. 13 Приложения N 2 к Приказу N 107н также определено для организаций при составлении распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по налогам, сборам, страховым взносам и иным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке, в реквизите "Назначение платежа" указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа о должнике - физическом лице: фамилии, имени, отчества (при его наличии), при отсутствии у должника ИНН указываются адрес регистрации по месту жительства или адрес регистрации по месту пребывания (при отсутствии у физического лица места жительства); даты принятия судебного решения и номера исполнительного листа; иной информации о плательщике, установленной законодательством Российской Федерации. Аналогичные требования содержатся в пп. 5 п. 9 Приложения N 4 к Приказу N 107н для составления распоряжений о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением налогов, сборов за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов, иных платежей, администрируемых налоговыми органами, и таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами).
Информация, идентифицирующая лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, указывается в реквизите "101" распоряжения о переводе денежных средств и в соответствии с Приложением N 5 к Приказу N 107н заполняется показателем одного из статусов, в числе которых:
- "01" - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо;
- "02" - налоговый агент;
- "04" - налоговый орган;
- "05" - Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы;
- "08" - плательщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);
- "13" - налогоплательщик (плательщик сборов, за совершение налоговыми органами юридически значимых действий, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - физическое лицо;
- "15" - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц;
- "19" - организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами);
- "20" - кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами).
При составлении распоряжения о переводе денежных средств законные, уполномоченные представители или иные лица, исполняющие в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему Российской Федерации, указывают показатель статуса плательщика, чья обязанность исполняется (последний абзац Приложения N 5 к Приказу N 107н). Указанная норма коррелирует с нормой абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ.
С учетом изложенных норм, по нашему мнению, банку следует придерживаться следующего порядка заполнения реквизитов платежного документа по оплате задолженности перед бюджетом денежными средствами, удержанными из заработной платы работника-должника.
В реквизите "Плательщик" (8) указывается наименование организации, осуществляющей перевод денежных средств (сокращенное наименование банка).
В реквизите "КПП плательщика" (102) указывается ноль ("0").
В реквизите "ИНН плательщика "(60):
- при наличии у работника-должника ИНН указывается ИНН работника-должника в соответствии со свидетельством о постановке работника-должника на учет в налоговом органе;
- в случае отсутствия у работника-должника ИНН указывается "0".
В реквизите "108" распоряжения о переводе администрируемых налоговыми органами средств в бюджетную систему Российской Федерации указывается буквенно-цифровой номер (без указания знака "N") документа, который является основанием платежа, в соответствии с п. 9 Приложения N 2 к Приказу N 107н.
В реквизите "Код" (22) указывается уникальный идентификатор начисления (в случае его присвоения получателем средств).
В ответе на вопрос о контроле кредитными организациями значения реквизита "Код" распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ Банк России в Письме от 15.09.2020 N 45-19/7562 разъяснил следующее: Приказом N 107н установлено, что в реквизите "Код" распоряжения указывается уникальный идентификатор начисления (далее - УИН), состоящий из 20 или 25 знаков, а в случае его отсутствия - значение "ноль" (0).
Обязательность указания УИН в реквизите "Код" распоряжения предусмотрена Приказом N 107н в отношении плательщиков - физических лиц <3> в случае отсутствия в распоряжении ИНН плательщика - физического лица в реквизите "ИНН плательщика" или ИНН плательщика - физического лица в реквизите "ИНН плательщика" и иного идентификатора сведений о плательщике - физическом лице в реквизите 108.
--------------------------------
<3> При указании в реквизите 101 распоряжения следующих статусов: 03, 09 - 13, 16, 19, 20, 24.

В реквизите "Назначение платежа" (24) указываются фамилия, имя, отчество (при его наличии) работника-должника, а при отсутствии у должника ИНН также указываются адрес регистрации работника-должника по месту его жительства или по месту его пребывания (при отсутствии у работника-должника места жительства); дата принятия судебного решения и номер исполнительного листа; иная информация о плательщике, установленная законодательством Российской Федерации.
Указание информации в виде ИНН и КПП организации через знак "//" Правилами не предусмотрено.
В реквизите "101" при формировании банком распоряжения о переводе денежных средств в счет оплаты задолженности по платежам в бюджет Российской Федерации, не администрируемым налоговым органом, следует указывать значение "19", а по налогам, сборам, администрируемым налоговыми органами, по нашему мнению, следует указывать значение "02" (налоговый агент) как наиболее подходящее по смыслу из предусмотренных в перечне Приложения N 5 к Приказу N 107н значений.
Использование в реквизите "101" значения "13", соответствующего статусу лица, за которое перечисляется задолженность, предусмотренного нормой последнего абзаца Приложения N 5 к Приказу N 107н для третьих лиц, исполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность плательщика, в рассматриваемой ситуации полагаем некорректным, так как банк исполняет обязанность по перечислению, но не оплате задолженности за налогоплательщика.
В силу п. 4 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком или иным лицом, предъявившим в банк поручение о перечислении в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика, в поручении о перечислении суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (пп. 4).
Вместе с тем для минимизации возможных ошибок заполнения реквизита "101" платежного документа рекомендуем банку направить соответствующий запрос в налоговый орган.

Аудиторско-консультационная группа
"Коллегия Налоговых Консультантов"
26.08.2021



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!