Вопрос: Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей предусматривалось ведение личной карточки работника (форма Т-2). Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 с 01.09.2021 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 24.07.2021 N 1250, в котором необходимость ведения такой карточки не установлена. Не предусмотрено ведение карточки и Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н. Обязан ли работодатель после 01.09.2021 вести личную карточку работника? Если нет, то можно ли продолжить ее вести по собственной инициативе?
Ответ: После 01.09.2021 у работодателя отсутствует обязанность вести личную карточку работника, при этом он вправе продолжать ее ведение по собственной инициативе.
Обоснование: Личная карточка относится к первичной учетной документации по учету труда и оплаты (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1).
С 1 января 2013 г. действует Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". В соответствии с ч. 4 ст. 9 указанного Закона формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из этого следует, что юридические лица, кроме организаций бюджетной сферы, могут самостоятельно определять, какие формы первичных учетных документов применяются ими, а унифицированные формы первичной учетной документации для них не являются обязательными.
Таким образом, с 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению и работодатель был вправе утвердить свою форму личной карточки.
Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н "Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек", вступившим в силу 1 сентября 2021 г., утвержден новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек, в котором отсутствует положение о необходимости ведения личной карточки работника работодателем.
Отметим, что законодательство не запрещает работодателю продолжить ведение личной карточки работника после 01.09.2021.
Н.В. Юртикова
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации
15.09.2021