Вопрос: Какой код ОКЗ указывать в форме СЗВ-ТД при приеме на работу помощников специалистов, например помощника специалиста по маркетингу?
Ответ: По нашему мнению, в отношении помощника специалиста по маркетингу необходимо указать код 2431 - специалисты по рекламе и маркетингу.
Обоснование: Работодатели обязаны сдавать в ПФР отчет по форме СЗВ-ТД в отношении каждого работника при приеме, увольнении, переводе, изменении должности, переходе работника на электронную трудовую книжку. При приеме на работу или увольнении отчет подается на следующий рабочий день после издания соответствующего приказа; в других случаях - 15-е число следующего месяца (ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В форме СЗВ-ТД необходимо заполнять графу "Код выполняемой функции". Согласно пп. 2.5.5 Приложения 2 к Постановлению Правления ПФР от 25.12.2019 N 730п "Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений" в графе "Код выполняемой функции" указывается кодовое обозначение занятия, соответствующее занимаемой должности (профессии), виду трудовой деятельности, осуществляемой на рабочем месте при исполнении трудовых функций (работ, обязанностей), состоящее из пяти цифровых знаков в формате "XXXX.X", где первые четыре знака - код наименования группы занятий в Общероссийском классификаторе занятий; пятый знак - контрольное число.
Необходимый код при заполнении формы СЗВ-ТД необходимо искать в Общероссийском классификаторе занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст) (далее - ОКЗ) по наименованию должности (профессии) или по описанию деятельности (трудовых функций) (в случае, если отсутствует подходящая должность). Код также возможно найти в профстандартах.
Работодателю необходимо подобрать наиболее подходящий к должности (виду занятий) код, в случае отсутствия такового - максимально приближенный к деятельности работника.
Поскольку должностные обязанности специалиста и помощника различаются, должности помощников (например, помощник специалиста по маркетингу) желательно включить в штатное расписание организации. В трудовом договоре, соответственно, указывается должность в соответствии со штатным расписанием (например, помощник специалиста по маркетингу).
Ситуацию, когда работник принимается на должность помощника, ассистента, действующее законодательство никак не регулирует. Полагаем, что в отношении помощников необходимо ориентироваться на код самого специалиста - при условии отсутствия в ОКЗ должностей помощников (или ассистентов). В области маркетинга максимально подходящим кодом является код 2431 - специалисты по рекламе и маркетингу. К данной начальной группе относится в том числе и должность специалиста по маркетингу.
В обязанности специалиста входят: планирование, развитие и организация рекламных стратегий и кампаний в поддержку целей по продажам; консультирование руководства и клиентов в отношении стратегий и кампаний, направленных на завоевание целевых рынков, формирование потребительской осведомленности и эффективного продвижения товаров и услуг; написание рекламных текстов и сценариев для рекламы, а также согласование телевизионного и кинопроизводства, размещения рекламы в средствах массовой информации; сбор и анализ данных о поведении и предпочтениях потребителей; объяснение и прогнозирование текущих и будущих склонностей потребителей; исследование потенциального спроса и рыночных характеристик новых товаров и услуг; содействие расширению и развитию бизнеса посредством подготовки и реализации маркетинговых целей, стратегий и программ; назначение и проведение маркетинговых исследований для выяснения маркетинговых возможностей в отношении новых и существующих товаров и услуг; консультирование по всем маркетинговым аспектам, включая портфель продуктов, ценообразование, рекламу и стимулирование продаж, а также каналы сбыта и распространения.
На основании изложенного, руководствуясь отсутствием подходящего кода в ОКЗ для помощника специалиста по маркетингу, а также тем обстоятельством, что, хоть объем трудовых функций у помощника и уменьшен, тем не менее в обеих должностях имеются совпадения по трудовым обязанностям (функционалу), следует ориентироваться на код самого специалиста, например, в отношении помощника специалиста по маркетингу на код 2431 - специалисты по рекламе и маркетингу.
Е.С. Демидкина
ООО "ИК Ю-Софт"
22.11.2021