Допускаются ли расхождения в данных об отработанном времени водителя в путевых листах (фактически отработанное время) и табеле учета рабочего времени (время согласно установленному режиму)?
Согласно трудовому договору водителю установлен режим работы с понедельника по пятницу с 09.00 до 18.00, перерыв на обед с 13.00 до 14.00, выходные дни - суббота и воскресенье. В табеле учета рабочего времени фиксируется восьмичасовой рабочий день. На его основании производится расчет заработной платы. Однако на самом деле продолжительность рабочего дня водителя нередко составляет 10 - 12 часов, что отражено в путевых листах. Допускаются ли расхождения по времени, указанному в табеле учета рабочего времени и путевом листе?
Если водитель работает по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, то нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать восемь часов. В табеле учета рабочего времени и в путевом листе никаких расхождений быть не должно.
В путевом листе должны быть проставлены в том числе дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, что позволяет определить продолжительность времени, фактически отработанного водителем (пп. 5 п. 4 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом Минтранса России от 11.09.2020 N 368).
Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю (п. 5 Особенностей, утв. Приказом Минтранса России от 16.10.2020 N 424 (далее - Особенности N 424)).
Норма рабочего времени на определенные календарные периоды времени исчисляется по расчетному графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье исходя из продолжительности ежедневной работы (смены) при 40-часовой рабочей неделе - 8 часов (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 N 588н).
В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц (п. 5 Особенностей N 424).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки при соблюдении установленных требований (п. 6 Особенностей N 424).
Применение сверхурочных работ допускается в случаях и порядке, предусмотренных ст. 99 ТК РФ.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год (ч. 6 ст. 99 ТК РФ).
В Письме Роструда от 02.12.2009 N 3567-6-1 разъясняется, что согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени по форме Т-12, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1.
Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период - признается сверхурочной. Сверхурочная работа компенсируется повышенной оплатой в соответствии с ч. 1 ст. 152 ТК РФ либо по желанию работника предоставлением дополнительного времени отдыха.
Таким образом, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) водителя, работающего по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, не может превышать восемь часов. Привлечение водителя к сверхурочной работе должно производиться с соблюдением положений ст. 99 ТК РФ. Расхождение сведений о фактически отработанном времени, указанных в табеле учета рабочего времени и путевом листе, является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности за нарушение законодательства о труде по ст. 5.27 КоАП РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 31.07.2009 N 18-АД09-8).
Кроме того, наложение административного штрафа (в том числе на водителя) может быть вызвано несоблюдением законодательно установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушением законодательно установленного режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. При этом организации и должностные лица привлекаются к ответственности, если правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований НПА (ч. 3 ст. 11.23 КоАП РФ и Примечание к ней).
Подготовлено на основе материала
Т.Н. Гребенщиковой
ООО "ПРАВО-Конструкция"