Вопрос: Полагается ли заместителю главного бухгалтера доплата за исполнение обязанностей главного бухгалтера во время его отсутствия, если такая обязанность прописана в трудовом договоре и должностной инструкции?
style="max-height: 50vh;">
Полагается ли заместителю главного бухгалтера доплата за исполнение обязанностей главного бухгалтера во время его отсутствия, если такая обязанность прописана в трудовом договоре и должностной инструкции?
По нашему мнению, заместителю не надо доплачивать за исполнение обязанностей главного бухгалтера в его отсутствие, если это предусмотрено трудовым договором и (или) должностной инструкцией. Однако следует учитывать, что отсутствие доплаты может повлечь судебные споры с работником. С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 60.2 ТК РФ). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности) (ч. 2 ст. 60.2 ТК РФ). При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). В то же время в должностной инструкции либо в трудовом договоре заместителя главного бухгалтера, как правило, содержится формулировка, что в период временного отсутствия главного бухгалтера его функции выполняются заместителем и выполнение работы главного бухгалтера во время его отсутствия не является дополнительной работой для его заместителя. По нашему мнению, при таком оформлении исполнение заместителем обязанностей отсутствующего главного бухгалтера не требует какой-либо дополнительной оплаты со стороны работодателя. Во-первых, исполнение обязанностей отсутствующего работника (главного бухгалтера) определено трудовым договором либо должностной инструкцией заместителя и уже включает в себя трудовую функцию этого работника при исполнении обязанностей временно отсутствующего главного бухгалтера. Во-вторых, подписание условий трудового договора с заместителем подтверждает его личной подписью согласие работника на исполнение обязанностей отсутствующего главного бухгалтера за оплату, предусмотренную трудовым договором данного работника. Следовательно, в рассматриваемой ситуации, когда условие об исполнении обязанностей главного бухгалтера включено в текст трудового договора либо содержится в должностной инструкции заместителя, с содержанием которой работник ознакомлен при приеме на работу и согласен, положения трудового законодательства о доплате за совмещение применению не подлежат (Письма Минтруда России от 12.07.2021 N 14-1/ООГ-6636, Роструда от 24.05.2011 N 1412-6-1). Однако по данному вопросу есть иная позиция, основанная на следующих аргументах. ТК РФ предусмотрена доплата за исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы (ст. 151 ТК РФ). Условий неприменения данного положения не предусмотрено. Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы (ст. 21 ТК РФ). Таким образом, при увеличении работы зарплата должна быть увеличена. Согласно позиции Верховного Суда РФ сложность труда заместителя и объем выполняемой им работы в период отсутствия руководителя значительно увеличиваются и, следовательно, такая работа требует дополнительной оплаты (Определение от 11.03.2003 N КАС03-25). Таким образом, по нашему мнению, если в трудовой договор и (или) должностную инструкцию заместителя главного бухгалтера включена формулировка о выполнении в период временного отсутствия главного бухгалтера его функций, то работодатель не обязан производить какую-либо доплату. Однако следует учитывать, что отсутствие доплаты может повлечь судебные споры с работником.
Подготовлено на основе материала Ю.А. Доценко, государственного советника юстиции Российской Федерации 2 класса Государственная инспекция труда в Пермском крае
См. также: • Как передать полномочия главного бухгалтера на время его отсутствия? • Как составить служебную записку о возложении обязанностей на другого работника? • Как установить доплаты и надбавки к заработной плате работников?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!