Вопрос: Как оформить выделение (создание) рабочих мест для инвалидов?
style="max-height: 50vh;">
Как оформить выделение (создание) рабочих мест для инвалидов?
Работодатель не ограничен в выборе локального нормативного акта, который должен содержать сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов. Выделение или создание рабочих мест для инвалидов не является самостоятельным основанием для проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Работодателям необходимо сообщить соответствующую информацию в службу занятости. А также определенным категориям работодателей необходимо размещать информацию на портале "Работа в России" или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ. Одной из дополнительных гарантий занятости для отдельных категорий населения, обеспечиваемых государством, является установление квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 ст. 13 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ)). При этом работодатели обязаны не только создавать квотируемые рабочие места, но и выполнять квоту (п. 17 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020). Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников. При этом в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда (ч. 1, 2 ст. 21 Закона N 181-ФЗ). ЛНА и приказ при выделении (создании) рабочих мест для инвалидов Работодатели обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов (п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона N 181-ФЗ). Однако законодательство не раскрывает, что следует понимать под созданием или выделением рабочего места. По общим правилам, основываясь на толковании норм закона, под выделением рабочего места следует понимать оформление в кадровых документах уже имеющегося у работодателя рабочего места, тогда как создание рабочего места предполагает его физическое формирование. Учитывая, что законодательством не установлен конкретный перечень локальных нормативных актов, которые должны содержать сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов, полагаем, что работодатель вправе самостоятельно определить вид указанных локальных нормативных актов. Соответственно, сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов работодатель вправе предусмотреть в любом локальном нормативном акте, разработанном в соответствии с требованиями ст. 8 ТК РФ. Ввиду того что законодательство не устанавливает каких-либо обязательных требований к содержанию локальных нормативных актов, содержащих сведения о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов, форма таких актов может быть произвольная. По нашему мнению, в указанных локальных нормативных актах достаточно отразить условия и порядок установления квоты в организации, порядок выделения или создания рабочих мест с указанием перечня мероприятий, процедуру трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты, ответственность лиц, осуществляющих трудоустройство инвалидов. При этом, чтобы при каждом изменении среднесписочной численности не вносить изменения в действующий локальный нормативный акт, конкретное число рабочих мест для инвалидов рекомендуем устанавливать отдельными приказами. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что если в организации закреплен порядок квотирования, то при выделении или создании рабочих мест для трудоустройства инвалидов достаточно издать приказ, в котором нужно не только отразить, сколько рабочих мест выделяется (создается) в счет квоты, но и конкретно перечислить профессии, специальности, должности в соответствии со штатным расписанием организации, а также указать ответственное должностное лицо. Так, создание и выделение рабочих мест должны осуществляться по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов (ст. 20 Закона N 181-ФЗ). В случае если сведения о рабочих местах для трудоустройства инвалидов работодателем нигде не прописаны, то новые положения, содержащие такие сведения, работодатель может закрепить путем внесения изменений в действующие в организации локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка, штатное расписание) либо разработать новые локальные нормативные акты (например, положение о квотируемых рабочих местах или положение о рабочих местах для трудоустройства инвалидов). В некоторых субъектах РФ разработаны примерные формы приказов о квотируемых рабочих местах для трудоустройства инвалидов (например, Распоряжение Мособлтруда от 26.04.2013 N 44-Р). СОУТ при выделении (создании) рабочих мест для инвалидов Положения ст. 224 ТК РФ устанавливают обязанность работодателя создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Аналогичные положения закреплены в ст. 24 Закона N 181-ФЗ. Следовательно, рабочие места для инвалидов должны соответствовать специальным требованиям к организации труда различных категорий инвалидов в зависимости от имеющихся у них заболеваний. Обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда установлена ст. 212 ТК РФ, которая предусматривает обеспечение проведения специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. По результатам СОУТ устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)). СОУТ на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено Законом N 426-ФЗ. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, - со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. На рабочих местах, указанных в ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Закона N 426-ФЗ (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Внеплановая СОУТ должна проводиться, в частности, в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест. При этом на вакантном рабочем месте СОУТ не может быть проведена (ч. 4 ст. 8, ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ, Письмо Минтруда России от 14.03.2016 N 15-1/ООГ-1041). Изменение наименования рабочего места не является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, если это не влечет последствий, предусмотренных п. п. 3 - 5, 7 ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ (ч. 3 ст. 17 Закона N 426-ФЗ). Таким образом, выделение или создание рабочих мест для инвалидов не является самостоятельным основанием для проведения СОУТ. Информирование о рабочих местах для инвалидов Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в РФ" (далее - Закон N 1032-1)). Органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, юридические лица, в уставном капитале которых имеется доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также все работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на единой цифровой платформе "Работа в России" или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ, в частности, информацию о наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов (п. 3.2 ст. 25 Закона N 1032-1).
Подготовлено на основе материала В.И. Неклюдова Государственная инспекция труда в Нижегородской обл.
См. также: • Обязан ли инвалид III группы при приеме на работу представить ИПРА? • Обязан ли работодатель уведомлять службу занятости о новых вакансиях и какова ответственность за непредставление такой информации? • Правомерно ли взыскание штрафа с руководителя организации за то, что организация ежемесячно не сообщает в центр занятости о выполнении квоты или о вакансиях для инвалидов? • Можно ли установить ненормированный рабочий день для работников-инвалидов?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!