Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Как отразить в налоговом учете возврат авиабилета при отмене командировки?

style="max-height: 50vh;">
Как отразить в налоговом учете возврат авиабилета при отмене командировки?


Стоимость (ее часть) возвращенного авиабилета в целях налога на прибыль не учитывается. Суммы уплаченных сборов и неустойки организация, по нашему мнению, вправе учесть во внереализационных расходах.
Необходимость командировки определяет работодатель. При направлении в командировку работнику возмещаются, в частности, расходы на проезд (ст. ст. 166, 168 ТК РФ).

Порядок возврата провозной платы и сборов при расторжении договора воздушной перевозки
Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (п. 2 ст. 786 ГК РФ, п. 2 ст. 105 ВК РФ).
По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете (п. 1 ст. 103 ВК РФ).
При этом договор может предусматривать условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира (п. 1.1 ст. 103 ВК РФ).
Прекращение договора перевозки возможно как по инициативе перевозчика, так и по инициативе пассажира (ст. ст. 107, 108 ВК РФ).

Прекращение воздушной перевозки при ЧС
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ (п. 2 ст. 107.2 ВК РФ).
Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 N 991 (далее - Положение), применяется к договорам, которые подлежали исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г. (п. 1 Положения).
Перевозчик обязан в течение трех лет принять в счет оплаты услуг по другой воздушной перевозке сумму ранее уплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки (п. п. 5, 9 Положения).
Согласно п. п. 6, 10, 12 Положения денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в п. 5 Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Однако это правило не распространяется на некоторые категории пассажиров, которые имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по "невозвратным" тарифам в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате.

Отказ и прекращение воздушной перевозки в обычной ситуации
Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс (пп. 1 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных сроков, до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере 25% уплаченной провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Перевозчик вправе уменьшить размер указанной неустойки (пп. 2 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
Если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (пп. 3 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (пп. 4 п. 1 ст. 108 ВК РФ).
В случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира, предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, в связи с добровольным отказом пассажира от всей перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации на указанный в билете рейс сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, сбор за оформление билета не возвращаются (абз. 3 п. 93 Правил, утв. Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155).

Налоговый учет стоимости возвращенного авиабилета, а также суммы сборов, неустойки в связи с возвратом авиабилета
Расходы на командировки учитываются в целях налога на прибыль на дату утверждения авансового отчета (пп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Возврат стоимости (ее части) ранее оплаченного авиабилета ввиду расторжения договора перевозки, по нашему мнению, следует рассматривать как возврат предоплаты. Поскольку доход в таком случае не возникает, возвращенная сумма предоплаты не учитывается.
Зачет провозной платы в счет другой командировки или возврат провозной платы в связи с ЧС не учитывается в целях налогообложения, поскольку также является зачетом задолженности или возвратом предоплаты (п. 1 ст. 41, п. 1 ч. 2 ст. 247 НК РФ).
Налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходы при этом должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Датой осуществления расходов в виде неустойки (штрафа, пени) признается дата признания их должником либо дата вступления в законную силу решения суда (пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Невозвращаемые сборы и неустойки за возврат билета, по нашему мнению, можно рассматривать как неустойку за расторжение договора перевозки.
Такие суммы можно учесть в составе затрат при исчислении налога на прибыль (см. также Письма Минфина России от 08.09.2017 N 03-03-06/1/57890, от 03.07.2020 N 03-03-06/1/57735). Учет расходов на невозвратный билет также, по нашему мнению, возможен при соблюдении условий, установленных в п. 1 ст. 252 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 10.10.2016 N 03-03-06/1/58742).

Подготовлено на основе материала
Н.П. Чепуриной
Первый Дом Консалтинга "Что делать Консалт"





style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!