Обязан ли работодатель отправлять трудовую книжку по требованию работника экспресс-почтой (Pony Express), а не Почтой России?
Работник в день увольнения отсутствовал на работе и просит выслать ему трудовую книжку конкретной экспресс-почтой (Pony Express). Может ли работодатель отказаться отправлять документ таким образом и отправить его Почтой России? Кто будет нести ответственность в случае утраты трудовой книжки?
Работник не вправе требовать от работодателя выслать ему бумажную трудовую книжку при увольнении конкретным оператором почтовой связи.
Работодатель может сделать это через любого оператора почтовой связи, имеющего соответствующую лицензию. В случае утраты трудовой книжки в процессе отправления ответственность по общему правилу лежит на операторе почтовой связи.
На впервые поступивших на работу работников, а также тех, кто подал заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности, трудовые книжки не оформляются и не ведутся. Если же работник выбрал бумажную трудовую книжку или не подал работодателю заявление о своем выборе, то трудовую книжку в бумажном виде необходимо вести наряду со сведениями о трудовой деятельности (ст. ст. 66, 66.1 ТК РФ, ч. 2, 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 N 439-ФЗ).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку (в случае ее ведения) или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя и произвести с ним расчет (ч. 4 ст. 84.1 ТК РФ).
В случае если в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Со дня направления указанного уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки.
По письменному обращению работника, не получившего трудовой книжки после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника (ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ, п. 37 Порядка ведения и хранения трудовой книжки, утв. Приказом Минтруда России от 19.05.2021 N 320н (далее - Порядок N 320н)).
Трудовое законодательство, предоставляя работодателю возможность с согласия работника направить его трудовую книжку по почте, не предусматривает право работника требовать осуществить данное действие через конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя.
Так как трудовое законодательство не раскрывает понятия "почта", работодатель при наличии согласия работника вправе направить его трудовую книжку через любого оператора почтовой связи, под которым понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на оказание услуг почтовой связи на основании лицензии в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (ст. ст. 2, 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи").
Ответственность в случае утраты почтового отправления лежит на операторе почтовой связи, за исключением случаев, когда будет доказано, что это произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления (ст. 34 Закона N 176-ФЗ).
При утрате трудовой книжки работнику необходимо немедленно заявить об этом работодателю по месту работы, где была внесена последняя запись в трудовую книжку, который обязан выдать ему дубликат трудовой книжки не позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявления (п. 27 Порядка N 320н).
Также отметим, что пересылать трудовые книжки за границу неправомерно (ст. 3 Закона СССР от 24.06.1991 N 2261-1, Письмо Минтруда России от 17.09.2019 N 19-1/ООГ-210).
Подготовлено на основе материала
Ю.В. Страховой,
советника государственной
гражданской службы РФ
2 класса