Как посчитать трудовой стаж для назначения пенсии?
Для определения трудового стажа в общем случае необходимо рассчитать каждый отдельный период трудовой деятельности как разность между датой увольнения и датой приема на работу и к результату прибавить один день. Когда расчет по каждому месту работы выполнен, все полученные результаты суммируются.
Действующим законодательством о пенсионном обеспечении в основном используется понятие "страховой стаж", под которым понимается учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ)). При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до 01.01.2015 и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в страховой стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13, ч. 1 ст. 36 Закона N 400-ФЗ).
Трудовой стаж учитывается также при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, при досрочном назначении страховой пенсии по старости (ст. 2, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. ст. 30 - 33 Закона N 400-ФЗ).
Понятие общего трудового стажа для назначения пенсии
При установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по установленной формуле. Расчетный размер трудовой пенсии может определяться по выбору застрахованного лица в порядке п. п. 3, 4 или 6 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). Каждый порядок расчета имеет свои особенности (п. п. 1, 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).
При выборе порядка по п. п. 3 и 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ необходимо учитывать следующее.
До 01.01.2002 при определении права на пенсию применялся общий трудовой стаж. В настоящее время общий трудовой стаж применяется для расчета периодов работы до 01.01.2002. Поэтому под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности на 01.01.2002 (п. п. 3, 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением некоторых периодов работы (п. п. 3, 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ).
Понятие специального трудового стажа для назначения пенсии
Одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу такая пенсия назначается мужчинам в 65 лет, а женщинам в 60 лет с учетом действующих в настоящий момент переходных положений. Однако в ряде случаев работники имеют право на досрочное назначение пенсии по старости при наличии определенного стажа (ч. 1 ст. 8, ст. 30 Закона N 400-ФЗ, Приложение 6 к Закону N 400-ФЗ).
Как правило, такой стаж называется специальным трудовым стажем, то есть это стаж работы на определенных должностях, работах, по профессиям или специальностям, в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда, в определенных местностях. С реформированием пенсионного законодательства понятие специального трудового стажа было исключено, тем не менее условия о таком стаже конкретизированы, в частности, в ст. ст. 30 - 33 Закона N 400-ФЗ.
Правила исчисления периодов работы и деятельности, учитываемых при досрочном назначении пенсии, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665, которым установлены перечень работ, которые могут суммироваться, а также порядок такого суммирования (ч. 2 ст. 30, ч. 2 ст. 31 Закона N 400-ФЗ).
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 30, 31 Закона N 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516) (п. 3 Постановления Правительства РФ N 665).
При исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, необходимо учитывать, что, в частности (п. п. 4, 5, 9, 12 Правил N 516):
• работа должна выполняться в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами N 516 или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР;
• периоды работы, включаемой в специальный стаж и которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке (если иной порядок не установлен Правилами N 516 и иными нормативными правовыми актами);
• при переводе работника на другую работу, не включаемую в специальный стаж, в той же организации по производственной необходимости на срок не более месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к предшествующей переводу работе;
• при переводе беременной женщины в соответствии с медицинским заключением по ее заявлению на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к предшествующей переводу (аналогично, если беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением).
Кроме того, при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст. ст. 30, 31 Закона N 400-ФЗ, в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными НПА РФ, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 3(1) Постановления Правительства РФ N 665).
Расчет трудового стажа для назначения пенсии
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Для некоторых периодов деятельности установлены особенности (ст. 4 Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ).
Полагаем, что для определения трудового стажа необходимо рассчитать каждый отдельный период трудовой деятельности как разность между датой увольнения и датой приема на работу и к результату прибавить один день, поскольку день увольнения считается рабочим. Когда расчет по каждому месту работы выполнен, все полученные результаты суммируются.
Соответственно, для расчета трудового стажа можно использовать данные форм, представляемых в ПФР, в том числе о трудовом стаже за периоды до 01.01.2002 (п. 23 Порядка, утв. Постановлением Правления ПФР от 27.09.2019 N 485п (далее - Порядок N 485п)).
Указанный Порядок, не приводит расчета трудового стажа, однако он предусматривает указание дат начала и конца периода работы по каждому виду деятельности (п. 23 Порядка N 485п).
Данные о стаже указываются на основании документов, представленных застрахованным лицом для подтверждения трудового стажа (п. 23 Порядка N 485п). Такими документами могут быть трудовые книжки, а в случае их отсутствия или если в них отсутствует нужная информация или она неверна - письменные трудовые договоры, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу зарплаты (п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015).
Если работодатель располагает рабочими местами, работа на которых позволяет застрахованному лицу приобретать право на досрочное назначение страховой пенсии, но режим работы на этих местах не позволяет выделить период работы датами, учет ведется по фактически отработанному времени (в днях) и переводится в календарное исчисление (месяц, день). Минимальной расчетной величиной может быть только полный рабочий день. Количество дней работы за период делится на коэффициент, равный продолжительности рабочей недели за тот же период (при пятидневной рабочей неделе применяется коэффициент, равный 21,2, а при шестидневной рабочей неделе - 25,4). Продолжительность рабочей недели устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (п. 23 Порядка N 485п, ст. 100 ТК РФ).
В настоящее время законодательством устанавливается минимальный трудовой стаж для выхода на пенсию в размере 15 лет. При этом определен переходный период, согласно которому эта цифра станет обязательной только в 2024 г. В 2022 г. минимальный стаж для назначения страховой пенсии по старости составляет 13 лет (ч. 2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ, Приложение 3 к Закону N 400-ФЗ).
Подготовлено на основе материала
В.И. Неклюдова
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.