Вопрос: Какие работники относятся к категории обслуживающего персонала?
style="max-height: 50vh;">
Какие работники относятся к категории обслуживающего персонала?
К категории обслуживающего персонала относятся работники организации, выполняющие функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов. Прямого распределения работников организации по категориям персонала законодательством не предусмотрено. Наименование должностей работников определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367) (далее - ОКПДТР), Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, а также согласно профессиональным стандартам (ст. 57 ТК РФ). Распределение работников по категориям персонала может осуществляться на основании указанных документов. В общем понимании к категории обслуживающего персонала относятся работники, осуществляющие функции обслуживания. Данный термин используется в различных нормативных актах, но общий перечень профессий работников обслуживающего персонала законодательно не установлен. К примеру, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 N 15а), приведен Общий алфавитный указатель профессий рабочих и младшего обслуживающего персонала, оплачиваемых по окладам, но без указания, где профессии рабочих, а где - младшего обслуживающего персонала. Младший обслуживающий персонал - это совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими. Таким образом, к категории "младший обслуживающий персонал" можно отнести, например, следующие должности: уборщица, сторож, вахтер, помощник воспитателя, рабочий по обслуживанию зданий, гардеробщик, кастелянша, дворник (п. 3.4 ГОСТ 12.0.004-2015, Приложение Б к Методическому пособию. Проектирование зданий общеобразовательных организаций). Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации. Как правило, в промышленных организациях к обслуживающему персоналу относят работников, не имеющих прямого отношения к производственному процессу и осуществляющих функции по обслуживанию служебных помещений и персонала организации. Например, к таким работникам могут относиться: • уборщики непроизводственных помещений; • дворники; • курьеры; • водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п. К обслуживающему персоналу в организациях общественного питания относятся основные категории работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей: • метрдотель (администратор зала, менеджер зала, менеджер бара); • официант (бригадир официантов, старший официант, помощник официанта); • бармен (бригадир барменов, старший бармен, помощник бармена); • сомелье (заведующий винным погребом); • бариста; • работник предприятия быстрого обслуживания; • буфетчик (старший буфетчик); • кассир (старший кассир); • хостес; • продавец магазина (отдела) кулинарии (п. 4.3 ГОСТ 30524-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Требования к персоналу", введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1674-ст). В организациях торговли к обслуживающему персоналу относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей: • заведующий отделом (секцией); • администратор торгового зала; • продавец продовольственных товаров; • продавец непродовольственных товаров; • продавец мелкорозничной (торговой) сети; • продавец-консультант; • кассир торгового зала; • контролер-кассир и др. (п. 4.1.1 ГОСТ Р 51305-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Требования к персоналу", утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 770-ст). В организациях по оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг перечень должностей обслуживающего персонала зависит от принадлежности к службам, функционирующим в средствах размещения. Служба приема и размещения (фронт-офис, фронт-деск) включает в себя персонал следующих должностей: • администратор; • старший администратор; • менеджер службы приема и размещения; • менеджер/ассистент менеджера по обслуживанию; • специалист по размещению и т.д. Также приводится список должностей обслуживающего персонала в службе бронирования, службе номерного фонда/обслуживания номерного фонда/эксплуатации/хозяйственного обеспечения и обслуживания (хаускипинг), сервисной службе и т.д. (п. 4 ГОСТ Р 54603-2011, утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 737-ст). К обслуживающему персоналу исполнителя услуг косметического татуажа относят работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей и осуществляющих технологический процесс исполнения услуг косметического татуажа (п. 7.1 ГОСТ Р 55700-2021, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.04.2021 N 276-ст). Таким образом, обслуживающий персонал - это категория работников организации, выполняющих функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов. Следует отметить, что в законодательном регулировании нет общих указаний, в соответствии с которыми работников организации можно отнести к той или иной категории персонала. К примеру, в ОКПДТР указано, что классификатор предназначен для решения задач, в частности, связанных с распределением кадров по категориям персонала, но нет указаний, касающихся распределения рабочих на основной и вспомогательный персонал. Однако отдельные нормативные акты, касающиеся различных видов государственной службы и иных ведомственных и бюджетных учреждений, регламентируют в своих положениях распределение работников по категориям. Например, порядок распределения персонала учреждения культуры по категориям отражен в п. 20 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (Приложение N 10 к Приказу Росстата от 30.07.2021 N 457).
Подготовлено на основе материала В.И. Неклюдова Государственная инспекция труда в Нижегородской обл.
См. также: • Кто относится к категории основного персонала? • Кто относится к категории инженерно-технических работников?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!