Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Какие работники относятся к категории обслуживающего персонала?

style="max-height: 50vh;">
Какие работники относятся к категории обслуживающего персонала?


К категории обслуживающего персонала относятся работники организации, выполняющие функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.
Прямого распределения работников организации по категориям персонала законодательством не предусмотрено. Наименование должностей работников определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367) (далее - ОКПДТР), Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, а также согласно профессиональным стандартам (ст. 57 ТК РФ).
Распределение работников по категориям персонала может осуществляться на основании указанных документов.
В общем понимании к категории обслуживающего персонала относятся работники, осуществляющие функции обслуживания. Данный термин используется в различных нормативных актах, но общий перечень профессий работников обслуживающего персонала законодательно не установлен.
К примеру, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 N 15а), приведен Общий алфавитный указатель профессий рабочих и младшего обслуживающего персонала, оплачиваемых по окладам, но без указания, где профессии рабочих, а где - младшего обслуживающего персонала.
Младший обслуживающий персонал - это совокупность работающих, занятых простым физическим исполнительским трудом типа труда рабочих профессий, но считающихся не рабочими, а служащими.
Таким образом, к категории "младший обслуживающий персонал" можно отнести, например, следующие должности: уборщица, сторож, вахтер, помощник воспитателя, рабочий по обслуживанию зданий, гардеробщик, кастелянша, дворник (п. 3.4 ГОСТ 12.0.004-2015, Приложение Б к Методическому пособию. Проектирование зданий общеобразовательных организаций).
Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации.
Как правило, в промышленных организациях к обслуживающему персоналу относят работников, не имеющих прямого отношения к производственному процессу и осуществляющих функции по обслуживанию служебных помещений и персонала организации. Например, к таким работникам могут относиться:
• уборщики непроизводственных помещений;
• дворники;
• курьеры;
• водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.
К обслуживающему персоналу в организациях общественного питания относятся основные категории работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей:
• метрдотель (администратор зала, менеджер зала, менеджер бара);
• официант (бригадир официантов, старший официант, помощник официанта);
• бармен (бригадир барменов, старший бармен, помощник бармена);
• сомелье (заведующий винным погребом);
• бариста;
• работник предприятия быстрого обслуживания;
• буфетчик (старший буфетчик);
• кассир (старший кассир);
• хостес;
• продавец магазина (отдела) кулинарии (п. 4.3 ГОСТ 30524-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Требования к персоналу", введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1674-ст).
В организациях торговли к обслуживающему персоналу относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей:
• заведующий отделом (секцией);
• администратор торгового зала;
• продавец продовольственных товаров;
• продавец непродовольственных товаров;
• продавец мелкорозничной (торговой) сети;
• продавец-консультант;
• кассир торгового зала;
• контролер-кассир и др. (п. 4.1.1 ГОСТ Р 51305-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Требования к персоналу", утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 770-ст).
В организациях по оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг перечень должностей обслуживающего персонала зависит от принадлежности к службам, функционирующим в средствах размещения.
Служба приема и размещения (фронт-офис, фронт-деск) включает в себя персонал следующих должностей:
• администратор;
• старший администратор;
• менеджер службы приема и размещения;
• менеджер/ассистент менеджера по обслуживанию;
• специалист по размещению и т.д. Также приводится список должностей обслуживающего персонала в службе бронирования, службе номерного фонда/обслуживания номерного фонда/эксплуатации/хозяйственного обеспечения и обслуживания (хаускипинг), сервисной службе и т.д. (п. 4 ГОСТ Р 54603-2011, утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 737-ст).
К обслуживающему персоналу исполнителя услуг косметического татуажа относят работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей и осуществляющих технологический процесс исполнения услуг косметического татуажа (п. 7.1 ГОСТ Р 55700-2021, утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.04.2021 N 276-ст).
Таким образом, обслуживающий персонал - это категория работников организации, выполняющих функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.
Следует отметить, что в законодательном регулировании нет общих указаний, в соответствии с которыми работников организации можно отнести к той или иной категории персонала. К примеру, в ОКПДТР указано, что классификатор предназначен для решения задач, в частности, связанных с распределением кадров по категориям персонала, но нет указаний, касающихся распределения рабочих на основной и вспомогательный персонал. Однако отдельные нормативные акты, касающиеся различных видов государственной службы и иных ведомственных и бюджетных учреждений, регламентируют в своих положениях распределение работников по категориям. Например, порядок распределения персонала учреждения культуры по категориям отражен в п. 20 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (Приложение N 10 к Приказу Росстата от 30.07.2021 N 457).

Подготовлено на основе материала
В.И. Неклюдова
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.



!См. также:
• Кто относится к категории основного персонала?
• Кто относится к категории инженерно-технических работников?



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!