Существуют ли особенности приема иностранного гражданина на должность руководителя организации?
Трудоустройство иностранцев на должность руководителя имеет ряд особенностей, которые рассмотрены в обосновании.
При трудоустройстве иностранных работников, в том числе и на руководящие должности, необходимо учитывать нормы ТК РФ (в том числе гл. 43 и 50.1), международные соглашения, нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также миграционное законодательство (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и др.).
Особенности трудоустройства иностранцев связаны со статусом иностранца (временно пребывающий, временно проживающий, постоянно проживающий), с тем, является ли данный гражданин высококвалифицированным специалистом, в какую организацию иностранец намерен трудоустроиться, каким видом деятельности он намерен заниматься и др.
Согласно п. 2 ст. 14 Закона N 115-ФЗ порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 14 Закона N 115-ФЗ). Однако такой порядок до настоящего времени не утвержден.
Временно пребывающий иностранец, принятый на должность руководителя, не может возложить на себя ведение бухгалтерского учета (п. 3 ст. 14 Закона N 115-ФЗ, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Имеет особенности трудоустройство иностранных граждан, направляемых иностранной коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена ВТО, для осуществления трудовой деятельности на территории РФ. Такие иностранцы получают разрешение на работу при условии, что они не менее одного года в течение периода, непосредственно предшествующего их направлению в РФ, осуществляли трудовую деятельность по найму в направляющей их иностранной коммерческой организации и при этом направляются (п. 2 ст. 13.5 Закона N 115-ФЗ):
в представительство иностранной коммерческой организации для замещения должности, исполнение обязанности по которой предусматривает осуществление руководства и координации деятельности представительства (включая должность руководителя представительства);
в филиал или дочернюю организацию иностранной коммерческой организации в качестве ключевого персонала для замещения должности руководителя филиала либо дочерней организации иностранной коммерческой организации или для замещения иных должностей при соблюдении определенных п. 2 ст. 13.5 Закона N 115-ФЗ условий.
Есть также особенности квотирования на выдачу иностранцам, трудоустраивающимся на руководящие должности, разрешений на работу.
Так, Приказом Минтруда России от 05.07.2019 N 490н утвержден Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются. В данный Перечень включены в том числе такие должности, как генеральный директор акционерного общества, генеральный директор предприятия, директор объединения, директор фирмы и др.
При этом следует учесть, что действующее миграционное законодательство позволяет высококвалифицированным специалистам, располагающим действительными разрешениями на работу, одновременно иметь два и более таких разрешительных документа, в том числе при смене работодателя (Информация МВД России).
Подготовлено на основе материала
Д.А. Мыльникова,
государственного советника
Российской Федерации
3 класса
Министерство труда и
социальной защиты
Российской Федерации