Каков порядок проведения служебной проверки в организации?
Порядок проведения служебной проверки следует закрепить в локальном нормативном акте организации. На практике он, как правило, включает в себя: издание приказа о назначении проверки, формирование комиссии по проведению проверки, непосредственное проведение проверки, составление акта проверки.
Порядок проведения служебной проверки в организации трудовым законодательством не установлен. Термин "служебная проверка" упоминается в нормативных актах, регулирующих прохождение отдельных видов государственной службы либо деятельность в отдельных видах хозяйствующих субъектов (например, Приказы ФНС России от 22.08.2011 N ММВ-7-4/507@, Росгвардии от 30.01.2018 N 25, Минюста России от 31.12.2020 N 341, МВД России от 26.03.2013 N 161 и др.).
На практике под служебной проверкой, как правило, понимается совокупность мероприятий, проводимых с целью установления факта совершения работником дисциплинарного проступка, его вины, причин и условий, способствовавших совершению им дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного в результате дисциплинарного проступка, а также обстоятельств, послуживших основанием для проведения служебной проверки. Однако работодатель вправе проводить служебные проверки и для других целей при необходимости.
Основания проведения служебной проверки
Работодателю следует закрепить в локальных нормативных актах (ЛНА) основания, порядок проведения и оформления результатов служебной проверки, так как в случае возникновения трудового спора они могут стать доказательством правомерности действий работодателя (ст. 8 ТК РФ).
Обстоятельствами, послужившими основанием для проведения служебной проверки, могут быть, в частности (ч. 3 ст. 192, ст. ст. 228, 247 ТК РФ):
• совершение работником дисциплинарного проступка, определяемого в соответствии со ст. ст. 192, 193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения служебной проверки в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. Проводить служебную проверку обязательно следует при наличии причин для увольнения работника в качестве дисциплинарного взыскания по одному из оснований, предусмотренных ст. 81 ТК РФ;
• наступление события, требующего проведения проверки или расследования в соответствии с нормами законодательства, например несчастного случая на производстве или выявления работодателем факта причинения ему материального ущерба.
Далее в материале рассмотрим организацию, порядок и оформление служебной проверки при совершении работником дисциплинарного проступка. Проведение проверки по иным основаниям может иметь особенности.
Организация и порядок проведения служебной проверки
Служебная проверка организуется по приказу (распоряжению) руководителя организации, издаваемому, как правило, на основании информации от руководителей структурных подразделений о необходимости ее проведения, например в случае обнаружения неправомерного деяния (бездействия) работника.
Приказ руководителя о назначении служебной проверки составляется в произвольной форме и, как правило, содержит:
• основание для проверки (например, ввиду необходимости выявления причин, характера и обстоятельств неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на работника трудовых обязанностей);
• должность и Ф.И.О. работника, в отношении которого назначена служебная проверка;
• состав комиссии и полномочия комиссии по проведению проверки (если такие полномочия не закреплены в ЛНА);
• срок проведения проверки и представления руководителю материалов и результатов;
• Ф.И.О. ответственных лиц;
• повод для издания приказа (служебные записки, объяснительные и т.п.).
Приказ о проведении служебной проверки следует довести под подпись до всех заинтересованных лиц, а также работника, в отношении которого проводится проверка (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Поскольку при наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен, комиссия, осуществляющая служебную проверку, должна принимать все необходимые меры для всестороннего, объективного изучения и документального оформления сведений о всех обстоятельствах совершенного работником деяния (ч. 5 ст. 192 ТК РФ).
Как правило, в процессе служебной проверки устанавливаются:
• факт совершения того или иного деяния;
• лицо, совершившее деяние, и его вина;
• обстоятельства совершения деяния, а также его последствия;
• цели и мотивы совершения противоправного деяния;
• обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;
• причины возникновения и размер материального ущерба (в случае его наличия).
При проведении служебной проверки следует обращать внимание на то, чтобы установленные ст. ст. 193, 248 ТК РФ сроки привлечения работника к дисциплинарной ответственности и взыскания материального ущерба (при наличии такового) были соблюдены.
Оформление результатов служебной проверки
По завершении служебной проверки по ее результатам необходимо составить заключение (акт) о результатах служебной проверки, включающее, в частности:
• основание и повод проведения служебной проверки;
• состав комиссии;
• сведения об обстоятельствах деяния;
• сведения о лице, совершившем проверяемое деяние (бездействие) (должность, Ф.И.О. и др.);
• установленные обстоятельства и мотивы совершенного деяния (бездействия);
• форму вины работника (умышленную или неосторожную);
• данные о характере, причинах возникновения и размерах причиненного материального ущерба (при наличии такового);
• причинную связь деяния и причиненного ущерба.
К акту приобщаются иные материалы проверки:
• документ, послуживший поводом для назначения проверки (например, служебная записка руководителя подразделения);
• копия приказа о проведении проверки;
• объяснения работников;
• другие документы, имеющие отношение к установленным в ходе проверки фактам.
В установленные в приказе сроки комиссия по служебному расследованию должна представить руководителю организации материалы и акт о результатах служебной проверки. Акт подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации.
Работник, в отношении которого проводилась служебная проверка, имеет право знакомиться с материалами и результатами проверки. С актом о результатах проверки следует ознакомить работника под подпись. В случае отказа от ознакомления с актом или от подписи составляется соответствующий акт об отказе (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
По результатам служебной проверки руководитель организации принимает решение о применении дисциплинарного взыскания в отношении виновного работника. На основании акта о результатах служебной проверки работодатель издает приказ (распоряжение) о применении дисциплинарного взыскания и объявляет его работнику под подпись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под подпись, работодатель также составляет соответствующий акт (ч. 6 ст. 193 ТК РФ).
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Суд может признать привлечение к дисциплинарной ответственности незаконным, если решит, что работодатель при выборе наказания не учел все обстоятельства совершения проступка, его тяжесть, а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду (ч. 5 ст. 193 ТК РФ, п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Издать приказ о применении дисциплинарного взыскания можно, только если со дня совершения проступка прошло в общем случае не более шести месяцев, а со дня его обнаружения - не более одного. При этом днем обнаружения проступка считается день, когда об этом проступке стало известно непосредственному руководителю работника (ч. 3, 4 ст. 193 ТК РФ, п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2).
Подготовлено на основе материала
В.И. Неклюдова
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.