Каков порядок проведения внеплановой проверки государственной инспекцией труда?
Порядок проведения государственной инспекцией труда внеплановой проверки зависит от вида контрольного (надзорного) мероприятия, посредством которого проводится проверка.
Роструд и его территориальный орган осуществляют полномочия по проведению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий (п. п. 2, 3 ст. 35 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 N 1230 (далее - Положение)):
• инспекционный визит;
• рейдовый осмотр;
• документарная проверка;
• выездная проверка.
Такие мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, осуществляются только на внеплановой основе (абз. 8 п. 35 Положения).
Внеплановая выездная проверка проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с п. п. 3 - 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле (надзоре)) (ч. 5 ст. 73 Закона о контроле (надзоре), п. 49 Положения).
Предметом государственного контроля (надзора) ГИТ, в том числе в рамках внеплановой проверки, является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда (ч. 2 ст. 353 ТК РФ, п. 2 Положения).
Основания для проведения внеплановой проверки
Основаниями для проведения мероприятий внеплановой проверки Государственной инспекции труда могут быть (п. п. 1, 3 - 5 ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст. 66 Закона о контроле (надзоре), п. 35 Положения):
• наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;
• поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
• требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
• истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 Закона о контроле (надзоре).
Полномочия инспектора труда при внеплановой проверке
Государственные инспекторы труда при проведении внеплановой проверки, в частности, вправе (ст. 357 ТК РФ, ч. 2 ст. 29 Закона о контроле (надзоре)):
• беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения контрольных (надзорных) мероприятий организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
• запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
• выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
• составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Порядок и сроки проведения внеплановой проверки
Как указано выше, такие мероприятия, как инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная проверка, осуществляются только на внеплановой основе (абз. 8 п. 35 Положения).
Период, охватываемый контрольными (надзорными) мероприятиями в рамках внеплановой проверки государственной инспекцией труда, нормативно не определен.
Таким образом, инспекторы труда при проведении внеплановых проверок вправе, в частности, истребовать у работодателя документы и (или) получать письменные объяснения, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, за любой период осуществления им деятельности с учетом сроков хранения соответствующих документов (ч. 1 ст. 357 ТК РФ, Перечень, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, разд. IV Инструкции, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Инспекционный визит
Инспекционный визит - это контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта, в ходе которого могут совершаться: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
По общему правилу инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. При этом внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. п. 3 - 6 ч. 1, ч. 3 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона о контроле (надзоре).
Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день (п. п. 39, 40 Положения, ст. 70 Закона о контроле (надзоре)).
Рейдовый осмотр
Рейдовый осмотр проводится в соответствии с решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемых лиц, осуществляющих деятельность на объектах, которыми владеет, пользуется или управляет другой работодатель (иное лицо), в соответствии с положениями ст. 71 Закона о контроле (надзоре). Рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с п. п. 3 - 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона о контроле (надзоре).
В ходе рейдового осмотра могут совершаться, в частности, следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.
Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать один рабочий день (п. п. 41, 42 Положения, ст. 71 Закона о контроле (надзоре)).
Документарная проверка
Документарная проверка проводится в соответствии с положениями ст. 72 Закона о контроле (надзоре). Внеплановая документарная проверка проводится без согласования с органами прокуратуры (ч. 9 ст. 72 Закона о контроле (надзоре)).
Особенностью документарной проверки является то, что инспектором исследуются представленные работодателем документы и содержащиеся в них сведения, связанные с целью, задачами и предметом проверки, без выезда к работодателю. При документарной проверке могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза.
Непосредственно перед началом проведения документарной проверки инспектором рассматриваются уже имеющиеся в ГИТ документы работодателя и сведения о них (акты предыдущих проверок, ранее выданные предписания и иные материалы). В случае отсутствия или недостаточности таких документов для проведения проверки работодателю направляется запрос с требованием представить необходимые документы, объяснения и информацию в письменной форме. Работодатель в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления такого запроса, направляет должностному лицу инспекции указанные документы и (или) сведения (ч. 4 ст. 72 Закона о контроле (надзоре)).
Одновременно с запросом работодателю направляется заверенная печатью копия решения руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки.
Контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если выполняются условия, указанные в ч. 4, 5 ст. 21 Закона о контроле (надзоре).
До 31.12.2023 информирование контролируемого лица о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях, направление документов и сведений контролируемому лицу контрольным (надзорным) органом в соответствии со ст. 21 Закона о контроле (надзоре) могут осуществляться в том числе на бумажном носителе с использованием почтовой связи в случае невозможности информирования контролируемого лица в электронной форме либо по запросу контролируемого лица (ст. 21, ч. 9 ст. 98 Закона о контроле (надзоре)).
Срок документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Федеральной службе по труду и занятости или ее территориальных органах документах и (или) полученным при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере труда, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган (ч. 7 ст. 72 Закона о контроле (надзоре), п. 46 Положения).
Документы, которые истребуются в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, должны быть представлены работодателем инспектору в срок, указанный в требовании о представлении документов. В случае если работодатель не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного в указанном требовании срока, он обязан незамедлительно ходатайством в письменной форме уведомить инспектора о невозможности представления документов в установленный срок с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленный срок, и срока, в течение которого он может представить истребуемые документы. В течение 24 часов со дня получения такого ходатайства инспектор продлевает срок представления документов или отказывает в продлении срока, о чем составляется соответствующий документ и информируется контролируемое лицо любым доступным способом (ч. 4 ст. 80 Закона о контроле (надзоре)).
Документы (копии документов), ранее представленные контролируемым лицом в контрольный (надзорный) орган, независимо от оснований их представления могут не представляться повторно при условии уведомления контрольного (надзорного) органа о том, что истребуемые документы (копии документов) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены (ч. 5 ст. 80 Закона о контроле (надзоре)).
По результатам рассмотрения документов, позволяющих сделать выводы о наличии бесспорного нарушения, составляется акт проверки.
Выездная проверка
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с п. п. 3 - 6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона о контроле (надзоре) (п. 49 Положения).
Выездная проверка проводится в соответствии с положениями ст. 73 Закона о контроле (надзоре). В ходе выездной проверки могут совершаться: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; истребование документов; экспертиза (п. п. 47, 48 Положения).
Выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным:
• удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;
• оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в ч. 2 ст. 73 Закона о контроле (надзоре) место и совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
О проведении выездной проверки работодатель уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала. Проверка может проводиться только тем инспектором труда, который непосредственно указан в решении о проведении проверки.
Если работодатель в установленный срок документы не представит или будет препятствовать проведению внеплановой проверки (например, не допустит инспектора на свою территорию), то это является основанием для возбуждения инспектором дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц по ст. ст. 19.4, 19.4.1 КоАП РФ.
Срок проведения выездной проверки устанавливается в пределах 10 рабочих дней (в отношении малого предпринимательства - 50 часов, для микропредприятия - 15 часов). Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту (п. 49 Положения).
Оформление результатов внеплановой проверки
По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с положениями Закона о контроле (надзоре) (ч. 2 ст. 87 Закона о контроле (надзоре)).
Описанный порядок проведения внеплановых проверок не применяется при проведении государственными инспекторами труда расследования несчастных случаев на производстве и производстве и исполнении постановлений по делам об административных правонарушениях (п. 8 ч. 3 ст. 1 Закона о контроле (надзоре)).
Подготовлено на основе материала
В.И. Неклюдова
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.