XLVIII. Требования охраны труда при эксплуатации
и техническом обслуживании робототехнических средств,
вспомогательной техники и робототехнического имущества
389. Техническое состояние робототехнических средств, вспомогательной техники и робототехнического имущества (далее - РТС) должно соответствовать требованиям технической документации завода-изготовителя. Работа РТС обеспечивается операторами и техниками, назначенными из числа личного состава пожарной охраны (далее - обслуживающий персонал), ответственными за исправное и безопасное состояние закрепленных за ними РТС и дополнительного оборудования.
390. К работе с РТС допускается обслуживающий персонал, прошедший обучение и имеющий удостоверение на право управления и работы с РТС.
391. С целью постоянного содержания РТС в исправном состоянии и обеспечения их безопасной эксплуатации в подразделении пожарной охраны назначается обслуживающий персонал и лицо, ответственное за осуществление контроля за безопасной эксплуатацией РТС и имеющее соответствующую подготовку.
392. РТС применяются в соответствии с назначением, указанным в технической документации завода-изготовителя. При работе с использованием дополнительного оборудования, не входящего в состав РТС, соблюдаются требования охраны труда, изложенные в соответствующих инструкциях по эксплуатации завода-изготовителя.
393. Запрещается производить изменения, дополнения или модернизацию РТС, которые могут повлиять на их безопасную эксплуатацию.
394. На каждый вид РТС, эксплуатирующихся в подразделении пожарной охраны, разрабатывается инструкция по охране труда согласно технической документации завода-изготовителя.
395. Эксплуатация РТС разрешается только в том случае, если все устройства, обеспечивающие безопасность обслуживающего персонала, функционируют в полном объеме, а все приспособления и защитные устройства установлены на свои места и закреплены в соответствии с технической документацией завода-изготовителя.
396. При эксплуатации РТС соблюдаются следующие требования:
1) эксплуатация РТС производится квалифицированным и обученным обслуживающим персоналом;
2) РТС устанавливается на горизонтальной площадке с твердым покрытием;
3) при запуске двигателя элементы управления устанавливаются в нейтральное положение;
4) после запуска двигателя РТС проверяется правильность функционирования всех приборов;
5) запрещается рывковое (или резкое) движение РТС во избежание опрокидывания;
6) запрещается превышение максимального угла наклона больше 30 градусов;
7) в случае опасности разрушения крыш, зданий или элементов конструкций тоннелей необходимо постоянно использовать дистанционное управление и сохранять безопасное расстояние от них;
8) во избежание несанкционированного запуска РТС пульты управления находятся в закрытых от доступа посторонних лиц помещениях или шкафах;
9) заправка топливом и специальными жидкостями осуществляется при неработающем двигателе РТС;
10) перед проведением одновременной эксплуатации нескольких РТС необходимо убедиться в невозможности перекрестного срабатывания их систем от пультов управления;
11) работы по дегазации и дезактивации выполняются в специальных костюмах и в соответствии с технической документацией завода-изготовителя;
12) не допускается нахождение посторонних лиц в рабочей зоне РТС.
397. При эксплуатации РТС учитываются следующие ограничения, препятствующие их эксплуатации:
1) не допускается транспортировка людей, если это не предусмотрено конструкцией РТС;
2) при движении РТС не допускается наезд на кабель (при управлении по кабелю);
3) запрещается разворачивать РТС на крутых косогорах, в ямах, рвах;
4) запрещается использование манипулятора для перемещения грузов без отрыва от поверхности рабочей площадки;
5) при перемещении груза движение через пороговые или другие виды препятствий следует избегать;
6) подготовку инженерного, пожарного оборудования недопустимо проводить во время его движения или в неустойчивом положении.
398. В целях обеспечения объективного контроля за работой и состоянием РТС в условиях сильного задымления и (или) загромождения зоны чрезвычайных ситуаций задействуются по возможности две и более единицы РТС.
При направлении к месту работы и наличии опасных факторов для жизни и здоровья личного состава пожарной охраны, управление одной единицей РТС осуществляют не менее 3 человек, обеспеченных соответствующими средствами индивидуальной защиты в зависимости от складывающейся обстановки.
399. При транспортировке РТС соблюдаются следующие требования:
1) после каждой эксплуатации необходимо выполнять предписанные заводом-изготовителем регламентные работы, очищать гусеницы (колеса) и вспомогательное оборудование;
2) при погрузке (разгрузке) на транспортное средство необходимо пользоваться технической документацией завода-изготовителя по такелажным работам соответствующего транспортного средства;
3) при выполнении такелажных работ запрещается нахождение под грузом;
4) РТС должно быть закреплено на транспортном средстве с помощью штатных крепежных приспособлений для предотвращения его смещения при транспортировке;
5) РТС должно транспортироваться к месту применения и хранения в транспортном положении.
400. Ответственными за своевременное и качественное техническое обслуживание РТС являются начальники подразделений пожарной охраны, которые обязаны обеспечить проведение технического обслуживания согласно требованиям эксплуатационных документов.
401. Виды, периодичность и перечни основных операций технического обслуживания и эксплуатационных испытаний РТС устанавливаются эксплуатационными документами.
402. Эксплуатационные испытания проводятся перед постановкой РТС на дежурство и периодически в процессе их эксплуатации. Порядок и сроки проведения испытаний должны соответствовать требованиям эксплуатационных документов РТС.