XXX. Требования охраны труда при проведении судовых
водолазных работ
324. Судовые водолазные работы на судах, находящихся в эксплуатации и ремонте, могут выполняться как силами и средствами судна и его экипажа, в составе которого есть водолазная станция, так и водолазными станциями других судов и (или) организаций, имеющих в своем штате водолазов.
При стоянке судна в порту судовые водолазные работы по осмотру или ремонту подводной части судна должны выполняться только с разрешения администрации порта. Перед проведением работ необходимо провести уточнение о действии локальных нормативных актов в порту, регулирующих вопросы охраны труда и безопасности производства водолазных работ.
325. Судовые водолазные работы должны производиться только тогда, когда есть уверенность в безопасности стоянки или удержания обслуживаемого судна и (или) судна (средства), с которого производятся водолазные работы.
За безопасную организацию проведения судовых водолазных работ является ответственным капитан судна, если работы проводятся с обслуживаемого судна. При проведении работ с водолазного судна (средства) или с берега при выполнении работ сторонней организацией за безопасную организацию проведения судовых водолазных работ является ответственным капитан водолазного судна или руководитель водолазных работ организации, выполняющей водолазные работы.
326. До начала выполнения судовых водолазных работ силами и средствами сторонней водолазной станции (организации, судна), осуществляющей водолазные спуски и работы, руководитель водолазных работ по прибытии на обслуживаемое судно обязан:
а) сообщить капитану обслуживаемого судна о готовности к проведению водолазных работ;
б) ознакомить капитана и главного (старшего) механика обслуживаемого судна с мерами безопасности при производстве водолазных работ, о чем ими должна быть сделана запись наряд-допуске на выполнение судовых водолазных работ;
в) организовать постоянную двухстороннюю связь между всеми участниками водолазных работ, от которых может зависеть безопасность водолазных работ;
г) согласовать с капитаном обслуживаемого судна порядок выполнения водолазных работ (план, программу) и меры безопасности;
д) совместно или в присутствии капитана провести инструктаж по организации проведения водолазных работ с привлеченным для этих целей персоналом из числа экипажа обслуживаемого судна;
е) убедиться, что на судне заведены подкильные, маркировочные концы (трапы, подкильные беседки), отвесы, в случае их необходимости, подняты предупредительные сигналы и не проводятся погрузо-разгрузочные работы и работы, связанные с проверкой, пуском и проворачиванием механизмов и устройств, которые могут повлиять на безопасность водолазных работ;
ж) уточнить у капитана обслуживаемого судна возможные опасности и провести оценку рисков при проведении водолазных работ, определить компенсирующие мероприятия и согласовать действия при возникновении нештатной или аварийной ситуации с водолазом.
Если водолазные работы силами сторонней организации проводятся с судна (катера), убедиться в надежности и рациональности стоянки (швартовки) судна (катера) по отношению к обслуживаемому судну, исходя из соображений безопасности и доступности места спуска водолазов (водолазного поста) к месту проведения работ на обслуживаемом судне, определить порядок и организацию перешвартовки или перетягивания судна.
В случае невыполнения руководством обслуживаемого судна необходимых требований безопасности, производство водолазных работ запрещается, о чем необходимо сделать запись (документально зафиксировать) и сообщить капитану обслуживаемого судна и руководителю организации, осуществляющей водолазные работы.
327. Капитан обслуживаемого судна (начальник морской платформы, буровой установки) является ответственным за действия экипажа судна, влияющие на безопасность водолазных работ, своевременное информирование организации, обслуживающей судно, об опасностях и рисках при работе у судна (в порту, на месте стоянки), контроль за соблюдением плана (программы) работ и безопасностью их проведения и выполняет обязанности, предусмотренные Правилами для владельца объекта (заказчика) работ, в дополнение к которым обязан:
а) совместно с главным (старшим) механиком судна ознакомиться с требованиями безопасности при проведении водолазных работ и сообщить организации, выполняющей водолазные работы, о возможных опасностях (оценку рисков со своей стороны);
б) для обеспечения безопасности водолазных работ и руководства действиями по их обеспечению выделить ответственного работника из числа командного состава судна, а при необходимости выделить для этих целей вспомогательный персонал из числа экипажа судна;
в) запретить во время ведения водолазных работ производство работ и действий, которые могут повлиять на безопасность водолазных работ, о чем должна быть сделана запись в судовом (вахтенном) журнале;
г) обеспечить соблюдение требований безопасности и охраны труда при выполнении судовых водолазных работ, подписать наряд-допуск на проведение судовых водолазных работ и довести информацию о проведении водолазных работ до всего экипажа с объявлением по судовой радиотрансляции о начале работ и с записью об этом в судовом (вахтенном) журнале;
д) на ноке реи того борта, где будет работать водолаз, или на наиболее видном месте поднять предупреждающие сигналы о проведении водолазных работ;
е) при работе в темное время суток или при ограниченной видимости обеспечить надводное освещение в районе проведения водолазных работ;
ж) обеспечить проведение промеров глубины в районе спуска водолаза;
з) согласовать порядок действий при возникновении нештатной или аварийной ситуации с водолазом.
328. При проведении судовых водолазных работ дополнительными опасными и вредными производственными факторами являются:
а) фактическая глубина до грунта под корпусом судна;
б) небезопасная стоянка или удержание обслуживаемого судна и судна, с которого производятся водолазные спуски и работы;
в) включение питания гидроакустических приборов, активной протекторной или катодной защиты корпуса судна;
г) случайное проворачивание валопроводов, их приводов, поворотных насадок, рулевых колонок, поворот лопастей гребного винта регулируемого шага, руля;
д) открытие донно-запорной арматуры, прием (истечение) воды из приемных отверстий, шпигатов, работа систем охлаждения;
е) изменение положения гребного винта и элементов движительно-рулевого комплекса;
ж) изменение крена и дифферента судна, грузовые или другие одновременные операции на судне, прием или передача топлива;
з) особенности обводов подводной части корпуса судна;
и) сброс загрязненных вод за борт судна, утечка горюче-смазочных материалов, опасных грузов, выброс мусора и падение предметов за борт;
к) стесненные условия, ограниченная видимость внутренних элементов подводной части судна;
л) изменение положения якорной цепи судна.
329. При проведении судовых водолазных работ запрещается:
а) выполнять водолазные спуски, если глубина под корпусом судна менее 2 м по всей длине с учетом амплитуды колебания судна на волнении;
б) проводить грузовые операции, изменять крен или дифферент судна, принимать или передавать топливо, включать питание гидроакустических приборов, активной протекторной или катодной защиты корпуса судна, проворачивать валопроводы, их приводы, поворотные насадки, перо руля, открывать донно-запорную арматуру;
в) проводить водолазные работы в порту без уведомления и разрешения администрации порта;
г) выполнять работу под водой у приемных отверстий или отверстий шпигатов в подводной части корпуса до прекращения приема (истечения) воды через них;
д) переносить подкильные концы, трапы, беседки вместе с водолазом или при не установленном местонахождении водолаза;
е) выполнять очистку кингстонов или решеток руками;
ж) проходить водолазу между лопастями гребного винта в насадке с одной стороны на другую;
з) проходить под килем судна от одного борта к другому без принятия дополнительных мер безопасности;
и) выполнять работу между корпусами судов, корпусом судна и причалом, корпусом судна и поддерживающими понтонами;
к) всплывать на поверхность (выходить на берег) со стороны борта противоположного от места спуска водолаза.
330. При проведении судовых водолазных работ должны быть предусмотрены мероприятия, предупреждающие воздействие на работников дополнительных опасных и вредных производственных факторов, к которым могут относиться:
а) учет характера и особенностей обтекания подводной части корпуса судна (плавучего объекта или сооружения) потоком воды и амплитуды колебания судна на волнении;
б) учет обводов корпуса судна, расположения скуловых килей, успокоителей качки, донно-забортной арматуры и иных выступающих, опускающихся, вращающихся частей судна;
в) контроль глубины под корпусом судна;
г) выделение вспомогательного персонала из судового состава обслуживаемого судна;
д) применение подкильных концов, беседок, трапов, магнитов, маркировочных отвесов;
е) вывешивание у места работ на отдельных концах инструмента и приспособлений для работы водолаза;
ж) вывешивание сигнальных и предупредительных табличек на судовых постах и на механизмах, работа (включение, отключение) которых может привести к нештатной или аварийной ситуации;
з) меры по предотвращению от случайного проворачивания механизмов движительно-рулевого комплекса и (или) его элементов;
и) спуск плавсредства для обеспечения работы водолаза.
Необходимость применения конкретных мероприятий определяется по результатам оценки рисков в зависимости от условий и характера водолазных работ.
331. Перешвартовка судна производится после проведения работ и подъема водолаза на борт водолазного бота (плавсредства).
При работе двух водолазов под водой в одно время и в одном районе между ними должно соблюдаться необходимое безопасное расстояние.
332. При осмотре и ремонте судового движительно-рулевого комплекса и (или) его элементов и необходимости изменения положения гребного винта и элементов движительно-рулевого комплекса следует изменять положение вручную и только по команде работающего водолаза, переданной через руководителя водолазных спусков.
333. Особенности проведения судовых водолазных работ в различных условиях должны быть учтены в технологических картах, документах производственного планирования и в инструкциях (руководствах, стандартах), разрабатываемых организацией, выполняющей водолазные работы.