VIII. Требования охраны труда при подъеме
городского электротранспорта
90. Подъем городского электротранспорта подъемниками (домкратами) должен производиться под руководством работника, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами.
91. При подготовке к подъему городского электротранспорта работник, ответственный за безопасное производство работ с грузоподъемными механизмами, должен удостовериться в том, что подъемники (домкраты) исправны, испытаны и масса поднимаемого городского электротранспорта не превышает грузоподъемность подъемников (домкратов).
92. Перед подъемом городского электротранспорта подъемниками (домкратами) необходимо:
1) отсоединить токоприемники от контактной сети;
2) высоковольтную и низковольтную аппаратуру отключить;
3) в кабине водителя (на рулевом колесе или ручке контроллера хода) и на задней части городского электротранспорта установить (вывесить) предупреждающие таблички с надписью: "Токоприемники не ставить! Работают люди";
4) затормозить городской электротранспорт стояночным тормозом.
93. При подъеме городского электротранспорта расстановка подъемников (домкратов) должна соответствовать местам подъема (опорным площадкам), предусмотренным организацией-изготовителем.
На стойки подъемников или опорные части домкратов должны быть установлены прокладки.
Запрещается нахождение работников в городском электротранспорте в процессе его подъема или опускания, а также выполнение работ в нем или под ним до установки на опорные подставки.
94. При установке городского электротранспорта на опорные подставки необходимо следить за тем, чтобы подставки были установлены на полу, а кузов опирался на рабочую поверхность каждой опоры.
95. Кузов трамвайного вагона, подлежащего подъему, должен быть отсоединен от тележек.
При выкатывании тележек из-под трамвайного вагона запрещается:
1) находиться в осмотровой канаве под поднятым кузовом вагона или выкатываемыми тележками;
2) задевать домкрат выкатываемой тележкой;
3) использовать домкрат в качестве опоры для лома.
96. При использовании комплекта (группы) из нескольких подъемников (домкратов) с электрическим приводом руководитель работ должен находиться у центрального пульта управления и следить за равномерным со всех сторон подъемом кузова городского электротранспорта, не допуская его перекоса.
97. При появлении перекоса кузова городского электротранспорта в результате несинхронной работы подъемников (домкратов) необходимо отключить электродвигатели и прекратить дальнейший подъем (опускание). Затем следует перейти на режим управления отдельными подъемниками (домкратами) и, устранив перекос кузова, продолжить процесс подъема (опускания).
Подъемники (домкраты) с электрическим приводом должны быть оборудованы устройствами для автоматического отключения электродвигателя и остановки при достижении крайних положений (верхнего и нижнего).
98. Перед подъемом городского электротранспорта передвижным подъемником руководитель работ должен осмотреть подъемник и удостовериться в том, что:
1) ходовая часть подъемника (колеса или ролики, станина) и рельсовый путь находятся в исправном состоянии;
2) тележка подъемника свободно передвигается по рельсам без заеданий и перекосов;
3) подъемный винт ручного подъемника не поврежден (не погнут), резьба винта и гайки не изношена;
4) стол подъемника не качается, механизм передвижения стола исправен.
99. При работе на передвижном подъемнике при опускании тягового электродвигателя или других массивных агрегатов стол подъемника необходимо подводить под опускаемый груз так, чтобы груз становился на середину стола.
100. При перемещении груза на тележке подъемника стол подъемника должен быть установлен в крайнее нижнее положение.
Если передвижение подъемника с грузом осуществляется вручную, то передвигать тележку должны двое работников, находящихся сзади нее. При этом передвижение подъемника должно производиться плавно и медленно.
Запрещается резко ускорять или тормозить движущийся подъемник с грузом, а также останавливать его подкладыванием различных предметов под колеса.