2.18. Требования охраны труда при эксплуатации и техническом обслуживании погрузчиков, контейнерных перегружателей
2.18.1. При эксплуатации автопогрузчиков и электропогрузчиков (далее - погрузчики), контейнерных перегружателей (перегрузочных машин) должно быть обеспечено соблюдение требований Правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта, СП 37.13330.
2.18.2. Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание погрузчиков и контейнерных перегружателей должны быть организованы в соответствии с требованиями руководств (инструкций) завода-изготовителя и технологической документации структурного подразделения с соблюдением необходимых мер безопасности.
2.18.3. Процессы перемещения погрузчиками или контейнерными перегружателями грузов на предприятиях (загрузка, разгрузка, транспортировка, складирование, штабелировка, установка и содержание транспортных путей) должны отвечать требованиям ГОСТ 12.3.002, ГОСТ 12.3.020.
2.18.4. Передвижение погрузчика и контейнерного перегружателя по территории производственного участка осуществляется в соответствии с установленной схемой маршрута.
2.18.5. При перемещении грузов погрузчиками должно быть обеспечено соблюдение следующих требований:
при перемещении грузов погрузчиками с вилочными захватами груз должен располагаться равномерно относительно элементов захвата погрузчика. При этом груз должен приподниматься от пола на 300 - 400 мм. Максимальный уклон площадки при перемещении грузов погрузчиками не должен превышать величину угла наклона рамы погрузчика;
перемещение тары и установка ее в штабель погрузчиком с вилочными захватами должно осуществляться поштучно;
перемещение грузов больших размеров должно выполняться при движении погрузчика задним ходом и только в сопровождении работника, ответственного за безопасное производство работ, осуществляющего подачу предупредительных сигналов водителю погрузчика.
2.18.6. При прекращении движения двигатель погрузчика или контейнерного перегружателя должен быть заглушен и запущен вновь непосредственно перед началом движения.
2.18.7. Эксплуатация погрузчика (перегружателя) запрещается:
при наличии трещин, деформаций в металлоконструкции погрузчика (перегружателя);
при неисправной диагностической системе;
при ослаблении болтовых соединений узлов и механизмов погрузчика (перегружателя);
при отсутствии огнетушителя (порошкового), аптечки первой медицинской помощи, знака аварийной остановки;
при повреждении сиденья и спинки сиденья (наличие рваных мест, выступающих пружин, провалов и острых углов);
при отсутствии или повреждении (порезы, трещины) диэлектрического ковра на полу кабины;
при неисправности тормозов;
при отсутствии зеркала заднего вида;
при несоответствии шины по размерности рекомендациям эксплуатационной документации транспортного средства и размерности колеса, на котором она смонтирована;
при неисправной звуковой и световой систем сигнализации;
при отсутствии оператора (водителя) на водительском сиденье.
2.18.8. Перевозить длинномерные грузы фронтальным погрузчиком запрещается.
2.18.9. При работе с вилочным погрузчиком должно быть обеспечено равномерное распределение груза на вилочных подхватах. Располагать груз на одной виле запрещается.
2.18.10. При регулировке водительского сиденья погрузчик должен быть остановлен, двигатель выключен.
2.18.11. Запрещается использовать погрузчики для перемещения вагонов, а также для открытия или закрытия дверей железнодорожных вагонов, если только на погрузчике не имеется специально предназначенного для этой цели устройства. В случае, если на погрузчике имеется данное устройство, водитель должен быть обучен правилам пользования этим устройством.
2.18.12. Вагонные мостки для въезда погрузчиков, грузовые столы и эстакады, применяемые при использовании погрузчиков и другой колесной техники, должны быть оборудованы по бортам колесоотбойными устройствами высотой не менее 0,2 метра.
2.18.13. Въезд погрузчика в вагон должен осуществляться по вагонному мостику, оборудованному устройством, исключающим его смещение.
Вагонные мостики для работы погрузчиков должны отвечать следующим требованиям:
надежно крепиться и иметь фиксаторы для предотвращения смещения;
иметь нескользкую рабочую поверхность;
иметь маркировку с указанием допустимой рабочей нагрузки и их массы;
иметь штатное устройство для застропки либо захвата грузозахватными приспособлениями при транспортировке.
Хранение вагонных мостиков должно быть организовано в положении, исключающем возможность их падения.
2.18.14. При выполнении вагонных операций запрещается:
въезд погрузчика в вагон или выезд из него, если на пути движения находятся работники;
проезд погрузчика по поврежденному или незакрепленному вагонному мостику;
движение погрузчика во время укладки или разборки вручную груза, доставленного погрузчиком;
эксплуатация погрузчика до устранения неисправности настила вагона.
2.18.15. На снежном покрове транспортирование груза должно производиться погрузчиками на пневматических шинах.
2.18.16. Применение погрузчиков с шинами из литой резины допускается при наличии на них неизношенного протектора либо цепей противоскольжения.
2.18.17. Портальный погрузчик должен подъезжать к контейнеровозу с задней стороны только для погрузки (выгрузки) последнего. Отъезд портального погрузчика от контейнеровоза также осуществляется с задней стороны.
2.18.18. Способы укладки или разборки бочек с помощью погрузчиков определяются рабочей технологической документацией.
2.18.19. При скатывании бочек с листа погрузчика в вагон, на штабель или в кузов транспортного средства лист должен быть установлен на грузовой стол, на пол вагона или другие опорные устройства.
Нахождение работников в зоне движения скатываемых бочек запрещается.
2.18.20. При ремонте погрузчиков и перегрузочных машин должен быть назначен руководитель, отвечающий за безопасное производство работ и обеспечивающий работу в соответствии с требованиями технологических документов.
2.18.21. Для выполнения работ по очистке элементов погрузчика или перегрузочной машины сжатым воздухом работники должны быть обеспечены защитными очками и защитными рукавицами (перчатками).
2.18.22. Обслуживание, демонтаж, ремонт, монтаж шин, ободьев колес должны осуществляться с применением специальных инструментов и техники.
2.18.23. Эксплуатация погрузчиков и перегрузочных машин при наличии разрушений протектора, боковин и ободьев запрещается.
2.18.24. Давление в шинах погрузчиков и перегрузочных машин должно соответствовать требованиям, указанным в руководстве (инструкции) по эксплуатации (ремонта) завода-изготовителя.
2.18.25. Снятие, постановка и перемещение колес и шин перегружателя или погрузчика большой грузоподъемности должны быть механизированы.
2.18.26. Для выполнения работ по накачиванию шин работники должны быть обеспечены шлангом, оснащенным зажимом для крепления вентиля. Превышение допустимого давления в шинах запрещается.
При выполнении работ по накачиванию шин рабочая зона должна быть ограждена защитной сеткой, а обод колеса надежно зафиксирован.
Руководитель, отвечающий за безопасное производство работ, не должен допускать нахождение работников с боковой стороны шины (со стороны обода колеса).