_________________ _______________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ __________
(подпись) (инициалы, фамилия)
00.00.0000
Тренера по адаптивному спорту
1. Общие положения
1.1. Тренер по адаптивному спорту относится к категории специалистов.
1.2. Для работы тренером по адаптивному спорту принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области адаптивной физической культуры или адаптивного спорта или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование по методике обучения адаптивной физической культуре по виду адаптивного спорта либо квалификационную категорию тренера или тренера-преподавателя <1>.
1.3. Тренер по адаптивному спорту должен знать:
1) федеральные стандарты спортивной подготовки по виду адаптивного спорта;
2) основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
3) анатомию человека;
4) физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности человеческого организма;
5) гигиенические основы физического воспитания;
6) основы биомеханики;
7) основы общей патологии;
8) медицинские, возрастные и психофизические требования к инвалидам, лицам с ограниченными возможностями здоровья, зачисляемым в группы начальной подготовки по виду (спортивной дисциплине) адаптивного спорта;
9) основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций;
10) техники общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья, методы общения с лицами, имеющими поражения отдельных органов чувств;
11) методики массового отбора в виде адаптивного спорта;
12) принципы и формы организации реабилитационной (восстановительной) деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья за счет средств физической культуры, направленные на восстановление нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности;
13) этические и деонтологические нормы, правила взаимодействия с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья;
14) порядок составления и ведения отчетной документации по проведению отбора на начальный этап спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
15) правила использования специализированного спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов, применяемых для тестирования поступающих в группы начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
16) теорию и организацию адаптивной физической культуры;
17) методики адаптивного физического воспитания;
18) методику адаптивного физического воспитания занимающихся, отнесенных к специальным медицинским группам;
19) базовые и новые виды физкультурно-спортивной деятельности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья с методикой тренировки;
20) правила спортивных игр;
21) основы организации первой помощи;
22) правила вида адаптивного спорта;
23) программу спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
24) правила эксплуатации спортивных сооружений, специализированного оборудования и спортивного инвентаря, технических средств реабилитации, демонстрационной техники, используемых для выполнения занятий по программе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
25) приемы, способы страховки и самостраховки;
26) комплексы упражнений по общей и специальной физической подготовке, упражнений по освоению техники по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), упражнений для освоения навыков самостраховки, страховки;
27) методики проведения контрольных испытаний (тестов) для оценки общей и специальной физической подготовки, основ технической подготовки в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
28) методики обучения занимающихся технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
29) порядок составления и ведения отчетной документации по проведению занятий по программе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
30) программа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
31) требования к планированию тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом степени функциональных возможностей занимающихся;
32) содержание и соотношение объемов тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для занимающихся с различной степенью функциональных возможностей;
33) техники планирования спортивной подготовки в различных циклах тренировки;
34) методики контроля и оценки физической подготовленности занимающихся;
35) особенности и методику развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности;
36) порядок составления и ведения отчетной документации по контролю и анализу тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
37) правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
38) _________________ _______________________ _______________.
1.4. Тренер по адаптивному спорту должен уметь:
1) использовать этические и деонтологические нормы при общении с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями здоровья;
2) применять специализированное спортивное оборудование и инвентарь, контрольно-измерительные приборы, средства технической реабилитации для проведения тестирования функциональных возможностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на этап начальной подготовки;
3) вести отчетную документацию по тестированию и отбору инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в группы начальной подготовки;
4) организовывать и проводить тестирование лиц с сенсорно-двигательными нарушениями, учитывая возраст, пол, спортивную специализацию и уровень подготовленности;
5) выполнять классификацию инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья по их степени функциональных возможностей;
6) проводить консультирование инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, их законных представителей с использованием методов мотивации к занятиям и формирования положительного психологического настроя данных лиц;
7) выбирать и использовать оптимальные средства донесения информации и общения с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями исходя из степени тяжести и структуры нарушений, состояния сохранных функций;
8) формулировать задачи занятия, подбирать соответствующие средства и методы их решения, регулировать психофизическую нагрузку в процессе занятий;
9) использовать методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия при показе занимающимся техники выполнения упражнений;
10) применять педагогические средства и методы для развития у занимающихся интереса к выбранному виду адаптивного спорта и осознанного выбора ими спортивной специализации, обеспечения и стабильности состава занимающихся;
11) выбирать и применять адекватные методы развития у занимающихся физических и психических качеств с учетом показаний и противопоказаний;
12) управлять объемом и направленностью тренировочных нагрузок занимающегося для предупреждения негативной динамики состояния основного дефекта (заболевания), сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений;
13) использовать технические средства, методики и приемы физической помощи для обучения занимающихся двигательным действиям, развития и совершенствования качеств и способностей, значимых в виде (спортивной дисциплине) адаптивного спорта;
14) использовать способы корректировки и совершенствования потребностей, ценностной ориентации, направленности личности, мотивации и установок занимающихся для обеспечения спортивного совершенствования в виде адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), их социальной адаптации и реабилитации;
15) изучать индивидуальные особенности занимающихся, использовать полученную информацию при планировании и корректировке тренировочной и воспитательной работы;
16) формулировать цели и задачи тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по отдельным макроциклам, мезоциклам, микроциклам в соответствии с требованиями программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
17) определять содержание и соотношение различных средств спортивной тренировки и форм организации тренировочного процесса на отдельных уровнях структуры тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, поставленными задачами, половозрастными, морфофункциональными, индивидуально-психологическими особенностями, классом функциональных возможностей занимающихся;
18) использовать сведения о сезонной динамике патологического процесса в организме занимающегося, влиянии на этот процесс фармакологических препаратов, лечебных и профилактических процедур для планирования тренировочного процесса;
19) использовать различные средства контроля и оценки уровня физической и технической подготовленности занимающихся (врачебно-педагогический контроль, тестирование, антропометрические измерения);
20) адаптировать упражнения, комплексы упражнений, средства и методы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) с учетом сенситивных периодов развития психических и физиологических функций занимающихся, степени развития у них необходимых психических и физических качеств;
21) определять направления корректировки содержания тренировочного процесса в соответствии с уровнем решения поставленных задач на предшествующих циклах;
22) организовывать первую помощь;
23) пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
24) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.5. Тренер по адаптивному спорту в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов,
регламентирующих трудовые функции по должности)
1.6. Тренер по адаптивному спорту подчиняется непосредственно
_________________ ___________________.
(наименование должности руководителя)
1.7. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Организация тренировочного процесса занимающихся в группах начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин):
2.1.1. Отбор инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья в группы начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин).
2.1.2. Развитие у занимающихся физических качеств, функциональных возможностей, основ техники и теоретических представлений об избранном виде адаптивного спорта.
2.1.3. Планирование и контроль результатов спортивной подготовки занимающихся в группах начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин).
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тренер по адаптивному спорту исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) знакомится с личной и медицинской информацией об инвалидах, лицах с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
2) проводит анализ личной и медицинской информации об инвалидах, лицах с ограниченными возможностями здоровья, оценку соответствия данных инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья требованиям программы спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин) для зачисления на начальный этап спортивной подготовки;
3) проводит тестирование функциональных возможностей инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, поступающих на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
4) принимает решение о зачислении инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
5) осуществляет группировку инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), по степени их функциональных возможностей;
6) распределяет инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных на этап начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития, функциональными группами, а также индивидуальными особенностями ограничений в состоянии здоровья;
7) консультирует инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, их законных представителей относительно содержания программ этапа начальной подготовки, режима занятий, по вопросам организации и содержания тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) проводит с занимающимися теоретические занятия (лекции и беседы) по основам спортивной гигиены в адаптивном спорте, врачебного контроля и самоконтроля, механизмам и особенностям влияния физической культуры на организм человека, истории и правилам вида адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
2) проводит коррекционно-развивающие занятия и мероприятия по социализации занимающихся, развитию навыков гигиены и самоконтроля, самостоятельного передвижения (в том числе с помощью технических средств реабилитации инвалидов) и бытового самообслуживания, формированию у них устойчивого интереса к занятиям адаптивным спортом;
3) обучает занимающихся выполнению упражнений по общей и специальной физической подготовке, упражнений по освоению техники по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин), упражнений для освоения навыков самостраховки, страховки;
4) проводит с занимающимися тренировки на основе комплексов упражнений для повышения физической и технической подготовленности по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
5) проводит с занимающимися подвижные игры, предусмотренные программой начального этапа спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
6) контролирует утомляемость и переносимость нагрузок у занимающихся во время тренировочного занятия;
7) контролирует безопасное выполнение занимающимися элементов программы тренировочного занятия и использования спортивной техники, оборудования, инвентаря;
8) организует первую помощь.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) составляет проект годичного плана тренировочного процесса для групп начальной подготовки в соответствии с программой спортивной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
2) планирует содержание отдельных тренировочных и теоретических занятий, микроциклов, мезоциклов на основе годичного плана начальной подготовки по виду адаптивного спорта (группе спортивных дисциплин);
3) производит сбор показателей физической и функциональной подготовленности, результатов медицинских обследований и антропометрических измерений у занимающихся по программе начальной подготовки;
4) определяет степень достижения в отчетном периоде результатов спортивной подготовки занимающихся для корректировок планов занятий на последующих циклах тренировочного процесса.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций тренер по адаптивному спорту исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Тренер по адаптивному спорту имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тренер по адаптивному спорту привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту",
утвержденного Приказом Минтруда России от 02.04.2019 N 199н, с учетом
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ _______
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями);
в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Выполнение трудовой функции со спортсменами, осуществляющими деятельность на условиях трудового договора, может осуществляться в условиях дистанционной работы.
С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- использование современных дистанционных образовательных технологий;
- участие в тренингах, конференциях, мастер-классах.