_________________ ____________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ________________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 ___________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Психолога 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Психолог относится к категории специалистов.
1.2. Для работы психологом принимается лицо:
1) имеющее высшее образование по профильным направлениям;
2) не имеющее или не имевшее судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.
1.3. К работе в должности психолога (или: педагога-психолога, психолога образовательной организации) допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.4. Психолог должен знать:
1) методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и психологии;
2) методологические основы организации и проведения мониторинга личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися на всех уровнях общего образования;
3) теорию и методы организации психологического исследования;
4) методы статистического анализа данных психологического исследования;
5) методы верификации результатов исследования;
6) методологические основы проектирования образовательной среды, основы психодидактики;
7) методы организационно-методического сопровождения основных общеобразовательных программ;
8) профессиональную этику;
9) историю и теорию проектирования образовательных систем;
10) теории и методы педагогической психологии, историю и теорию организации образовательного процесса;
11) методы психолого-педагогической диагностики, используемые в мониторинге оценки качества результатов и содержания образовательного процесса;
12) процедуры и методы интерпретации и представления результатов психолого-педагогического обследования;
13) психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;
14) современные теории и методы консультирования;
15) приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития;
16) этические нормы организации и проведения консультативной работы;
17) содержание работы межведомственных организаций (ресурсных центров) для информирования субъектов образовательного процесса о способах получения отраслевой психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи;
18) современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей работы;
19) современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и психологической помощи;
20) закономерности развития различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
21) стандартные методы и технологии, позволяющие решать коррекционно-развивающие задачи, в том числе во взаимодействии с другими специалистами (учителями-дефектологами, учителями-логопедами);
22) закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения групповой коррекционно-развивающей работы;
23) способы и методы оценки эффективности и совершенствования коррекционно-развивающей работы;
24) теорию, методологию психодиагностику, классификацию психодиагностических методов, их возможности и ограничения, предъявляемые к ним требования;
25) методы и технологии, позволяющие решать диагностические и развивающие задачи;
26) методы сбора, обработки информации, результатов психологических наблюдений и диагностики;
27) методы математической обработки результатов психологической диагностики;
28) способы интерпретации и представления результатов психодиагностического обследования;
29) психологию личности и социальную психологию малых групп;
30) задачи и принципы психологического просвещения в образовательной организации с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;
31) формы и направления, приемы и методы психологического просвещения с учетом образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся;
32) основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся;
33) закономерности и возрастные нормы психического, личностного и индивидуального развития на разных возрастных этапах, способы адаптации и проявления дезадаптивного поведения детей, подростков и молодежи к условиям образовательных организаций;
34) признаки и формы дезадаптивных состояний у детей, подростков и молодежи;
35) современные теории формирования и поддержания благоприятного социально-психологического климата в коллективе, технологию и способы проектирования безопасной и комфортной образовательной среды;
36) приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными особенностями их развития;
37) теории и методы предотвращения "профессионального выгорания" специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива;
38) основы возрастной физиологии и гигиены обучающихся, обеспечения их безопасности в образовательном процессе;
39) превентивные методы работы с обучающимися "группы риска" (из неблагополучных семей, находящихся в состоянии посттравматического стрессового расстройства, попавших в трудную жизненную ситуацию, склонных к суициду и другим формам аутоагрессии);
40) международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей;
41) трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;
42) нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления профессиональной деятельности;
43) федеральные государственные образовательные стандарты общего образования;
44) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Психолог должен уметь:
1) использовать качественные и количественные методы психологического обследования;
2) обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
3) анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся;
4) разрабатывать психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, обеспечивающей преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению ко всем уровням реализации основных общеобразовательных программ;
5) проводить мониторинг личностных и метапредметных результатов освоения основной общеобразовательной программы с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
6) разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные программы, направленные на развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родителей (законных представителей) обучающихся;
7) владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения интерактивных форм занятий;
8) разрабатывать индивидуальные учебные планы, анализировать и выбирать оптимальные педагогические технологии обучения и воспитания обучающихся в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями;
9) владеть приемами работы с педагогами и преподавателями по организации эффективных учебных взаимодействий с обучающимися и обучающихся между собой;
10) владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей), педагогов, преподавателей и администрации образовательной организации;
11) разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
12) участвовать в поиске путей совершенствования образовательного процесса совместно с педагогическим коллективом;
13) разрабатывать и реализовывать программы психологического сопровождения инновационных процессов в образовательной организации, в том числе программы поддержки объединений обучающихся и ученического самоуправления;
14) владеть методами психологической оценки параметров образовательной среды, в том числе ее безопасности и комфортности, и образовательных технологий;
15) владеть приемами работы с педагогами, преподавателями с целью организации эффективных взаимодействий, обучающихся и их общения в образовательных организациях и в семье;
16) разрабатывать совместно с педагогами и преподавателями индивидуальный образовательный маршрут с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
17) владеть способами оценки эффективности и совершенствования консультативной деятельности;
18) проводить индивидуальные и групповые консультации обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной карьеры, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
19) контролировать ход психического развития обучающихся на различных уровнях образования различных типов образовательных организаций;
20) разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;
21) применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей и обучающихся;
22) проводить коррекционно-развивающие занятия с обучающимися и воспитанниками;
23) оценивать эффективность коррекционно-развивающей работы в соответствии с выделенными критериями;
24) подбирать или разрабатывать диагностический инструментарий, адекватный целям исследования;
25) планировать и проводить диагностическое обследование с использованием стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;
26) проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям;
27) выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи;
28) осуществлять социально-психологическую диагностику особенностей и уровня группового развития формальных и неформальных коллективов обучающихся, диагностику социально-психологического климата в коллективе;
29) диагностировать интеллектуальные, личностные и эмоционально-волевые особенности, препятствующие нормальному протеканию процесса развития, обучения и воспитания и совместно с педагогом, преподавателем разрабатывать способы их коррекции;
30) проводить мониторинг личностных и метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования соответствующего уровня;
31) осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей;
32) владеть способами оценки эффективности и совершенствования диагностической деятельности, составления психологических заключений и портретов личности обучающихся;
33) осуществлять психологическое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательной организации и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и обучающихся;
34) разрабатывать и реализовывать программы повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса, работающих с различными категориями обучающихся;
35) применять методы педагогики взрослых для психологического просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью повышения их психологической культуры;
36) владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций;
37) планировать и организовывать работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии обучающихся, в том числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации;
38) разрабатывать психологические рекомендации по соблюдению в образовательной организации психологических условий обучения и воспитания, необходимых для нормального психического развития обучающихся на каждом возрастном этапе;
39) вырабатывать рекомендации педагогам, родителям (законным представителям), воспитателям и другим работникам образовательных организаций по оказанию помощи обучающимся в адаптационный, предкризисный и кризисный периоды;
40) проводить мероприятия по формированию у обучающихся навыков общения в разновозрастной среде и в среде сверстников, развитию навыков поведения в виртуальной и поликультурной среде;
41) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.6. Психолог в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.7. Психолог подчиняется непосредственно _________________ __________.
(наименование должности
руководителя)
1.8. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
2.1.1. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
2.1.2. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций.
2.1.3. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса.
2.1.4. Коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации.
2.1.5. Психологическая диагностика детей и обучающихся.
2.1.6. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
2.1.7. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях).
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Психолог исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) формирует и реализует планы развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
2) разрабатывает программы развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ;
3) разрабатывает психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников;
4) разрабатывает совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей;
5) разрабатывает и реализует мониторинг личностной и метапредметной составляющей результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленной федеральными государственными образовательными стандартами;
6) оформляет и ведет документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) проводит психологический мониторинг и анализ эффективности использования методов и средств образовательной деятельности;
2) выполняет психологическую экспертизу программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды;
3) консультирует педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей обучающихся;
4) оказывает психологическую поддержку педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
5) ведет профессиональную документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) консультирует обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам;
2) консультирует администрацию, педагогов, преподавателей и других работников образовательных организаций по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
3) консультирует педагогов и преподавателей по вопросам разработки и реализации индивидуальных программ для построения индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
4) консультирует родителей (законных представителей) по проблемам взаимоотношений с обучающимися, их развития, профессионального самоопределения и другим вопросам;
5) консультирует администрацию образовательной организации, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся;
6) ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает и реализует планы проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
2) организует и осуществляет совместно с педагогами, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, социальными педагогами психолого-педагогическую коррекцию выявленных в психическом развитии детей и обучающихся недостатков, нарушений социализации и адаптации;
3) формирует и реализует планы по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся;
4) проектирует в сотрудничестве с педагогами индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся;
5) ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.5 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет психологическую диагностику с использованием современных образовательных технологий, включая информационные образовательные ресурсы;
2) проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи;
3) составляет психолого-педагогические заключения по результатам диагностического обследования с целью ориентации педагогов, преподавателей, администрации образовательных организаций и родителей (законных представителей) в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
4) определяет степень нарушений в психическом, личностном и социальном развитии детей и обучающихся, участие в работе психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов;
5) изучает интересы, склонности, способности детей и обучающихся, предпосылки одаренности;
6) осуществляет с целью помощи в профориентации комплекс диагностических мероприятий по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования соответствующего уровня;
7) ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.6 настоящей должностной инструкции:
1) знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области психологии дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста;
2) информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности;
3) знакомит педагогов, преподавателей, администрацию образовательных организаций и родителей (законных представителей) с основными условиями психического развития ребенка (в рамках консультирования, педагогических советов);
4) знакомит педагогов, преподавателей и администрацию образовательных организаций с современными исследованиями в области профилактики социальной адаптации;
5) ведет просветительскую работу с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка;
6) информирует о факторах, препятствующих развитию личности детей, воспитанников и обучающихся о мерах по оказанию им различного вида психологической помощи;
7) ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.7 настоящей должностной инструкции:
1) выявляет условия, неблагоприятно влияющие на развитие личности обучающихся;
2) разрабатывает психологические рекомендации по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер;
3) планирует и реализует совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения;
4) разъясняет субъектам образовательного процесса необходимость применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения;
5) разрабатывает рекомендации субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации к новым образовательным условиям (поступление в дошкольную образовательную организацию, начало обучения, переход на новый уровень образования, в новую образовательную организацию);
6) разрабатывает рекомендации для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся и воспитанников, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении;
7) ведет профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
3.1.8. В рамках выполнения своих трудовых функций психолог исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.9. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Психолог имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Психолог привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденного
Приказом Минтруда России от 24.07.2015 N 514н, с учетом
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.