Тьютор (на основе профессионального стандарта)
_________________ ____________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ИНСТРУКЦИЯ _________________ ____________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ ___________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Тьютора 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Тьютор относится к категории специалистов.
1.2. На должность тьютора принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства.
1.3. К работе, указанной в п. 1.2 настоящей инструкции, допускается лицо:
1) прошедшее обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.
1.4. Тьютор должен знать:
1) законодательные акты в области образования, образовательные и профессиональные стандарты; нормативные правовые основы тьюторского сопровождения в образовании;
2) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
3) технологии тьюторского сопровождения в образовании, педагогического сопровождения и педагогической поддержки обучающихся;
4) основы разработки индивидуальных учебных планов обучающихся;
5) основы разработки адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
6) технологии индивидуализации образования и педагогического сопровождения проектирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов;
7) особенности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования;
8) основы коррекционной педагогики, основы прикладного анализа поведения, виды образовательных затруднений обучающихся различных возрастов и категорий;
9) методы педагогической диагностики, выявления индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся;
10) методики и приемы оформления образовательного запроса обучающихся, элементов индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы;
11) формы и методы проведения индивидуальной и групповой консультации, технологии, открытого образования, тьюторские технологии;
12) ресурсную схему общего тьюторского действия и этапы тьюторского сопровождения обучающихся;
13) возрастные особенности обучающихся и способы их учета в реализации тьюторского сопровождения обучающихся;
14) методы, способы формирования благоприятного психологического климата, условий для позитивного общения субъектов образования;
15) методы профилактики и преодоления конфликтных ситуаций в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса;
16) особенности познавательной активности и мотивации тьюторантов различных категорий, методы развития у них навыков самоорганизации и самообразования;
17) методы обучения самооцениванию и созданию рефлексивных текстов, анализа социокультурного опыта и опыта предпрофессиональных проб;
18) методы, приемы организации игровой, творческой деятельности обучающихся разного возраста;
19) методы и приемы делегирования ответственности за реализацию индивидуального образовательного маршрута самому обучающемуся;
20) методы, приемы, технологии организации образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая методы и приемы прикладного анализа поведения, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
21) методы анализа и оценки результатов освоения обучающимися индивидуального учебного плана, адаптированной образовательной программы и обеспечения их рефлексии обучающимися;
22) виды рабочей и отчетной документации тьютора, способы ее применения в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
23) нормативные правовые акты, определяющие меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся;
24) требования охраны труда, жизни и здоровья обучающихся при проведении занятий, мероприятий в образовательной организации и вне организации;
25) теоретические и практические знания по учебной дисциплине "Первая помощь";
26) нормативные правовые основы организации тьюторского сопровождения в образовании в части работы с образовательной средой, ресурсами, взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;
27) локальные акты образовательной организации в части организации образовательной среды, использования образовательных ресурсов;
28) методы и приемы анализа качества образовательных ресурсов;
29) способы, методы, приемы оценки вариативности, открытости образовательной среды;
30) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
31) основы организации образовательной среды с учетом возрастных особенностей обучающихся в разных типах образовательных организаций;
32) основы организации адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся в разных типах образовательных организаций;
33) принципы и правила создания предметно-развивающей среды;
34) подходы к проектированию дополнительных элементов образовательной среды и навигации по ресурсам среды для обучающихся разного возраста;
35) особенности семейного воспитания, подходы к организации взаимодействия тьютора с семьей;
36) формы и методы консультирования семьи в части построения семейной образовательной среды для развития обучающихся;
37) подходы к проектированию образовательной среды как места социальных проб обучающихся в школе и социуме;
38) подходы к проектированию образовательной среды с учетом запросов взрослого обучающегося, региональных ресурсов, рынка труда;
39) технологии проектирования образовательной среды совместно с обучающимся в среднем профессиональном, высшем, дополнительном образовании взрослых, дополнительном профессиональном образовании;
40) способы координации взаимодействия субъектов образования для обеспечения доступа обучающегося к образовательным ресурсам;
41) технологии маркетинговых исследований образовательных запросов в различных видах образования;
42) виды, формы и способы коммуникации, сетевого взаимодействия институтов социализации;
43) нормативные правовые основы организации образования, межведомственного взаимодействия;
44) источники информации, инновационного опыта, подходы к применению инновационного опыта в собственной практике;
45) подходы к отбору актуальных методических материалов для тьюторского сопровождения обучающихся в процессе образования;
46) педагогику общего, профессионального, дополнительного образования (по профилю деятельности тьютора);
47) теоретические и методические основы тьюторской деятельности;
48) дидактические и диагностические средства индивидуализации образовательного процесса;
49) теоретические и методические основы прикладного анализа поведения обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
50) подходы к разработке методических материалов, необходимых для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся разного возраста;
51) подходы к анализу качества и эффективности используемых методических, дидактических и диагностических средств в целях индивидуализации образовательного процесса;
52) методические, дидактические и диагностические средства выявления качества образовательной среды и формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;
53) подходы к разработке методических рекомендаций для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
54) особенности образовательного процесса в разных типах образовательных организаций, потенциал их сетевого взаимодействия;
55) формы социального партнерства институтов социализации;
56) подходы к разработке методических средств для обеспечения совместной деятельности субъектов образования;
57) программные средства, интернет-ресурсы для обеспечения тьюторского сопровождения обучающихся;
58) подходы к созданию алгоритмов для построения индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ в различных видах образования;
59) формы и методы консультирования участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
60) способы консультирования участников образовательного процесса по вопросам формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;
61) основы анализа и оценки эффективности тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ;
62) Правила внутреннего трудового распорядка;
63) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
64) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Тьютор должен уметь:
1) применять методы педагогической диагностики для выявления индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем обучающихся;
2) осуществлять педагогическую поддержку обучающихся в проявлении ими образовательных потребностей, интересов;
3) оказывать помощь обучающимся в оформлении ими индивидуального образовательного запроса;
4) проводить работу по выявлению и оформлению индивидуальных образовательных запросов обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
5) консультировать обучающихся по вопросам разработки индивидуального образовательного маршрута, проекта;
6) консультировать обучающихся с ОВЗ и инвалидностью по вопросам их участия в проектировании и реализации адаптированных образовательных программ;
7) оказывать консультативную поддержку обучающимся в процессе их профессионального самоопределения;
8) применять технологии педагогической поддержки обучающихся при разработке ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
9) реализовывать меры по формированию благоприятного психологического климата, позитивного общения субъектов образования;
10) выстраивать доверительные отношения с обучающимся и его окружением в ходе реализации индивидуального учебного плана;
11) учитывать возрастные особенности обучающихся в процессе тьюторского сопровождения обучающихся;
12) проводить развивающие игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися дошкольного и начального общего образования;
13) проводить беседы, тренинги, деловые игры, рефлексивные тьюториалы с обучающимися основного и среднего общего образования;
14) проводить беседы, консультации, игры, творческие мероприятия для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
15) предоставлять обучающемуся выбор форм и содержания деятельности с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
16) осуществлять делегирование ответственности обучающемуся за разработку и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
17) осуществлять педагогическую поддержку образовательных инициатив обучающихся и реализации ими индивидуальных проектов;
18) осуществлять взаимодействие с педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся в целях поддержки обучающихся;
19) организовывать анализ обучающимися результатов реализации индивидуального учебного плана и (или) адаптированной образовательной программы;
20) организовывать участие родителей (законных представителей) обучающихся в проведении мероприятий с обучающимися;
21) проводить индивидуальные и групповые консультации с родителями (законными представителями) обучающихся по вопросам реализации индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
22) использовать дистанционные технологии общения и коллективной работы с обучающимися;
23) реализовывать адаптированную образовательную программу обучающегося с ОВЗ и инвалидностью с применением методов прикладного анализа поведения;
24) осуществлять применение различных видов рабочей документации в целях эффективного тьюторского сопровождения обучающихся;
25) оказывать обучающимся первую помощь;
26) выявлять и систематизировать образовательные ресурсы внутри и вне образовательной организации;
27) оценивать потенциал образовательной среды для проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
28) разрабатывать и реализовывать меры по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
29) зонировать образовательное пространство по видам деятельности;
30) выполнять требования доступности образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся;
31) организовывать открытые образовательные пространства для проектирования, исследования, творчества, коммуникации обучающихся;
32) организовывать различные формы доступа обучающихся к ресурсам среды в соответствии с их возрастом, опытом, навыками;
33) проектировать дополнительные элементы образовательной среды и навигацию по ресурсам среды для обучающихся разного возраста с учетом особенностей их возраста и образовательной программы;
34) оказывать помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
35) координировать взаимодействие субъектов образовательной среды в образовательной организации;
36) координировать взаимодействие образовательной организации с другими институтами социализации;
37) проводить маркетинговые исследования запросов обучающихся на образовательные услуги в различных видах образования;
38) организовывать и координировать работу сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, проектов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
39) оказывать консультационную поддержку обучающимся и родителям (законным представителям) обучающихся по вопросам создания условий для освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
40) проводить консультации для педагогов и специалистов различных институтов социализации по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
41) осуществлять поиск источников информации, инновационного опыта тьюторского сопровождения в образовании;
42) анализировать методическую литературу и осуществлять отбор актуальных методических материалов для деятельности тьютора;
43) осуществлять подбор методических средств для педагогической поддержки обучающихся в освоении ими индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
44) разрабатывать методические материалы, необходимые для организации познавательной, творческой, игровой деятельности обучающихся;
45) анализировать эффективность используемых методических средств педагогической поддержки обучающихся в разработке и реализации ими индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
46) осуществлять подбор методических средств для анализа качества образовательной среды;
47) разрабатывать методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся в целях формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды для разных категорий обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
48) разрабатывать методические материалы для обеспечения совместной деятельности институтов социализации по созданию условий для индивидуализации образовательного процесса;
49) обновлять знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрение в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью;
50) использовать при разработке методических средств различные программные средства, интернет-ресурсы;
51) создавать алгоритмы для самостоятельного построения обучающимися индивидуальных образовательных программ в различных видах образования;
52) консультировать участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образовательного процесса;
53) _________________ _______________________ ______________________.
(другие навыки и умения)
1.6. Тьютор в своей деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов,
регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Тьютор подчиняется непосредственно _________________ _____________
_________________ ___________________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Тьюторское сопровождение обучающихся:
1) педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
2) организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
3) организационно-методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тьютор исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выявляет индивидуальные особенности, интересы, способности, проблемы, затруднения обучающихся в процессе образования;
2) осуществляет организацию участия обучающихся в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
3) обеспечивает педагогическое сопровождение обучающихся в реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
4) осуществляет подбор и адаптацию педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
5) обеспечивает педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
6) осуществляет организацию участия родителей (законных представителей) обучающихся в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
7) принимает участие в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) выполняет проектирование открытой, вариативной образовательной среды образовательной организации;
2) обеспечивает повышение доступности образовательных ресурсов для освоения обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
3) выполняет проектирование адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
4) осуществляет координацию взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет разработку и подбор:
- методических средств для разработки и реализации обучающимся индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов;
- методических средств для формирования открытой, вариативной, избыточной образовательной среды;
- методических средств (визуальной поддержки, альтернативной коммуникации) для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;
2) осуществляет методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
3) осуществляет подбор и разработку методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1. Тьютор имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.3. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.4. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.5. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.6. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тьютор привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе
Профессионального стандарта "Специалист в области воспитания",
утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 10.01.2017 N 10н, с учетом _________________ _________________
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией
осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается _________________ _______________________ _______________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся
неотъемлемой частью настоящей инструкции
(в журнале ознакомления с должностными инструкциями);
в экземпляре должностной инструкции, хранящемся
у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.
(другие заключительные положения)