_________________ ____________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ _______________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
____________ ___________________
Тренера по начальной подготовке (подпись) (инициалы, фамилия)
00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Тренер по начальной подготовке относится к категории специалистов.
1.2. Для работы тренером по начальной подготовке принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области физической культуры и спорта или среднее профессиональное образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - по методике обучения базовым видам спорта либо подтвержденную квалификационную категорию тренера или тренера-преподавателя <1>.
1.3. К работе в должности тренера по начальной подготовке (или: тренера, старшего тренера) допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.4. Тренер по начальной подготовке должен знать:
1) федеральные стандарты спортивной подготовки по виду спорта;
2) биомеханику двигательной деятельности в виде спорта;
3) анатомию человека;
4) гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности;
5) критерии и методы диагностики индивидуальной спортивной предрасположенности;
6) медико-биологические и возрастные критерии массового спортивного отбора;
7) программу спортивной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине);
8) методики массового отбора в виде спорта;
9) порядок составления отчетной, по планированию, учету и анализу результатов тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки документации по комплектованию групп начальной подготовки;
10) правила использования спортивного оборудования и инвентаря, контрольно-измерительных приборов и средств измерений;
11) основные принципы и методы спортивного отбора, методы выявления способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта;
12) сенситивные периоды в развитии основных физических качеств человека;
13) влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса, включая факторы, ограничивающие нагрузку занимающихся на этапе начальной подготовки;
14) виды, содержание и технологию планирования тренировочных занятий этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки;
15) теорию и методику обучения базовым элементам вида спорта, включая его специфику;
16) методики контроля и оценки антропометрических, физиологических, психологических параметров человека;
17) методы оценки и учета параметров уровня физической, технической и теоретической подготовленности занимающихся;
18) современные технологии выявления выраженных способностей (одаренности) занимающихся для дальнейших занятий видом спорта;
19) предельный объем тренировочной нагрузки на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки по виду спорта (спортивной дисциплине);
20) особенности построения процесса спортивной подготовки в виде спорта на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки;
21) правила пользования информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
22) содержание физкультурно-оздоровительной работы на спортивно-оздоровительном этапе, спортивной тренировки этапа начальной подготовки в виде спорта;
23) требования для присвоения спортивных разрядов и званий по виду спорта в соответствии с всероссийской спортивной классификацией;
24) нормы обеспечения экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, требования к их обеспечению при организации тренировочных мероприятий по виду спорта (группе спортивных дисциплин, спортивной дисциплине) этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки;
25) морфо-анатомические особенности строения организма человека на разных этапах онтогенеза, влияние нагрузок разной направленности на изменение морфофункционального статуса;
26) морфо-анатомические, физиологические, психологические особенности детей, одаренных в определенном виде спорта;
27) психологические особенности детей, одаренных в определенном виде спорта;
28) теорию и методику обучения базовым видам спорта (со спецификой вида спорта);
29) комплексы оздоровительных, общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для повышения уровня общефизической подготовки, формирования и совершенствования двигательных навыков;
30) средства спортивной тренировки и методы выполнения упражнений этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки;
31) методики обучения технике спортивных дисциплин (упражнений) в виде спорта;
32) упражнения (тесты) для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей);
33) правила техники безопасности при проведении тренировочных мероприятий по виду спорта с учетом спортивной специализации;
34) правила вида спорта;
35) правила техники безопасности при проведении тренировочных занятий, спортивных и подвижных игр, правила безопасного использования спортивного оборудования и инвентаря;
36) содержание спортивной тренировки этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки в виде спорта;
37) основы организации первой помощи;
38) _________________ _______________________ ________________.
1.5. Тренер по начальной подготовке должен уметь:
1) разъяснять детям, подросткам и молодежи важность ведения здорового образа жизни, ценность занятий оздоровительными физическими упражнениями;
2) определять соответствие возраста, пола поступающих лиц на спортивно-оздоровительный этап требованиям и нормам комплектования групп спортивно-оздоровительного этапа;
3) использовать современные технологии для определения индивидуальных способностей поступающих в группы этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки по антропометрическим, физиологическим, психологическим параметрам;
4) вести отчетную документацию по комплектованию групп этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки, по планированию и учету тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки;
5) использовать методы и техники оценки подготовленности поступающих лиц в группы начальной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки;
6) устанавливать целесообразность спортивного совершенствования в виде спорта;
7) использовать результаты сдачи нормативов для методического обоснования комплектования групп начальной подготовки;
8) обосновывать принятые решения;
9) планировать содержание тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки на основе требований федерального стандарта спортивной подготовки, программы спортивной подготовки по виду спорта;
10) использовать систему тестов для контроля и оценки уровня физической и технической подготовленности занимающихся;
11) анализировать и оценивать динамику антропометрических, физиологических, психологических параметров у занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, определять уровень мотивации занимающихся;
12) выявлять проблемы тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки и резервы улучшения результативности тренировочного процесса;
13) подбирать средства и методы тренировки в соответствии с программой спортивной подготовки, со склонностями и индивидуальными особенностями занимающихся, использовать оздоровительные и специальные подготовительные упражнения, аналогичные структуре вида спорта;
14) соблюдать нравственные и этические нормы в процессе коммуникации с занимающимися;
15) выявлять признаки перенапряжения и переутомления занимающихся, определять величину нагрузки, адекватную индивидуальным возможностям занимающихся;
16) выявлять и развивать индивидуальные способности занимающихся (спортивную одаренность), способствовать утверждению их выбора спортивной специализации;
17) использовать адекватные средства, методы и формы раскрытия личностного потенциала занимающегося, формирования волевых качеств и основ мотивации в соревновательной деятельности занимающегося;
18) контролировать физическое, функциональное и психическое состояние занимающихся;
19) использовать спортивное оборудование, инвентарь, контрольно-измерительные приборы и средства измерений, применяемые на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, организации спортивных соревнований по виду спорта (группе спортивных дисциплин, спортивной дисциплине);
20) демонстрировать техники страховки и самостраховки, безопасные техники выполнения упражнений, предупреждать случаи травматизма во время тренировок;
21) выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря;
22) организовывать первую помощь, применять средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
23) пользоваться информационно-коммуникационными технологиями и средствами связи;
24) разъяснять правила участия в спортивной, подвижной игре, соблюдения санитарно-гигиенических требований и техники безопасности при выполнении упражнений;
25) обеспечивать стабильность состава занимающихся в группах этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки, формировать спортивную ориентацию занимающихся;
26) демонстрировать тактические приемы и способы рациональной техники двигательных действий при выполнении комплексов упражнений, формулировать двигательную задачу с наглядным объяснением;
27) оценивать правильность выполнения двигательных действий;
28) _________________ _______________________ ______________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.6. Тренер по начальной подготовке в своей деятельности
руководствуется:
1) _________________ _______________________ _______________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ ___________;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _______________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.7. Тренер по начальной подготовке подчиняется непосредственно
_________________ ___________________.
(наименование должности руководителя)
1.8. _________________ _______________________ _____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Подготовка занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном и начальной подготовки:
2.1.1. Комплектование групп занимающихся.
2.1.2. Планирование, учет и анализ результатов спортивной подготовки занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки.
2.1.3. Обучение занимающихся основам гигиены и самоконтроля, двигательным умениям и базовым знаниям научно-практического характера в соответствии с программой спортивной подготовки.
2.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тренер по начальной подготовке исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) разъясняет детям, подросткам и молодежи ценности занятий оздоровительными физическими упражнениями, привлекает детей, подростков и молодежь в группы спортивно-оздоровительного этапа;
2) выявляет мотивацию лиц, поступающих в группы на этапы спортивно-оздоровительный, начальной подготовки;
3) консультирует по вопросам порядка зачисления, содержания и режима тренировочного процесса на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки поступающих физических лиц и законных представителей несовершеннолетних поступающих;
4) проверяет медицинские противопоказания, возрастные ограничения для занятий видом спорта у поступающих лиц для их зачисления в группы этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки;
5) формирует группы спортивно-оздоровительного этапа, этапа начальной подготовки с использованием соответствующих тестов и нормативов;
6) составляет итоговый список групп этапов спортивно-оздоровительного, начальной подготовки.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) подготавливает проекты текущих (годичных) планов спортивной подготовки групп спортивно-оздоровительного этапа и начальной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, программой спортивной подготовки по виду спорта;
2) разрабатывает оперативные планы спортивной подготовки групп занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, в том числе планов тренировочных занятий, планов подготовки к спортивным соревнованиям;
3) осуществляет педагогическое наблюдение за занимающимися во время тренировочных и контрольных мероприятий на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки;
4) осуществляет фиксацию результатов сдачи контрольных испытаний (тестов) на оценку уровня технической и физической подготовленности занимающихся;
5) проводит анализ результатов медицинских обследований и антропометрических измерений занимающихся;
6) выполняет систематический учет, анализ, обобщение результатов тренировочного процесса и соревновательной деятельности занимающихся на этапах спортивно-оздоровительном, начальной подготовки;
7) проводит оценку прироста индивидуальных показателей физической подготовки занимающихся, уровня освоения основ техники в виде спорта, внесение коррективов в дальнейшую подготовку занимающихся;
8) выявляет перспективы занимающихся в группах этапа начальной подготовки для определения их спортивной специализации.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) проводит с занимающимися теоретические занятия о правилах, технике и тактике видов спорта, о содержании и значении спортивной этики, недопустимости использования допинга в спорте, скрытых или явных нарушениях спортивных правил, о гигиене, закаливании, режиме дня, врачебном контроле и самоконтроле;
2) выполняет обучение занимающихся основам техники двигательных действий (по виду спорта, спортивным дисциплинам), демонстрирует выполнение комплексов упражнений;
3) контролирует выполнение занимающимися комплекса специальных упражнений для формирования широкого спектра двигательных умений и навыков, корректирует двигательные действия занимающихся с целью овладения занимающимися основ техники целостного упражнения;
4) проводит подвижные и спортивные игры, организует участие занимающихся в подвижных и спортивных играх для укрепления здоровья и разносторонней физической подготовки;
5) обучает занимающихся способам страховки и самостраховки;
6) разрабатывает комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (в домашних условиях) занимающихся;
7) контролирует выполнение занимающимися теоретических и практических заданий во время тренировочных занятий и выступлений на соревнованиях;
8) контролирует выполнение занимающимися рекомендаций медицинского работника, режима тренировок и отдыха;
9) контролирует безопасное выполнение занимающимися тренировочных упражнений, проведение подвижных и спортивных игр, безопасное использование спортивной техники, оборудования и инвентаря.
3.1.4. В рамках выполнения своих трудовых функций тренер по начальной подготовке исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.5. _________________ _______________________ ___________________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Тренер по начальной подготовке имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ _______________________ _____________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тренер по начальной подготовке привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ _____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Тренер", утвержденного Приказом Минтруда России от 28.03.2019
N 191н, с учетом _________________ _______________________ ______________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________ ______.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ _____________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий:
- дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) раз в два года;
- формирование профессиональных навыков через наставничество;
- использование современных дистанционных образовательных технологий;
- участие в тренингах, конференциях, мастер-классах.