Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
style="max-height: 50vh;">

(наименование организации)

УТВЕРЖДАЮ

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

(наименование должности)

00.00.0000 N 000

(подпись) (инициалы, фамилия)

Капитана-механика 00.00.0000

1. Общие положения

1.1. Капитан-механик относится к категории руководителей.
1.2. Для работы капитаном-механиком принимается достигшее возраста 18 лет лицо:
1) имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности "Судовождение", специализации (профессиональному модулю) "Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки" <1>;
2) имеющее диплом, установленный положениями о дипломировании членов экипажей судов.
1.3. К работе в должности капитана-механика (или: помощника капитана-механика) допускается лицо:
1) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) прошедшее обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.
1.4. Капитан-механик должен знать:
1) основные понятия и определения навигации и лоции;
2) назначение, классификацию и компоновку бумажных и электронных навигационных карт, судовую коллекцию карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
3) условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
4) технику и технологию решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
5) требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
6) технологию графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
7) способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
8) мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
9) средства и виды навигационной обстановки;
10) навигационные руководства и пособия для плавания;
11) международные правила предупреждения столкновения судов в море;
12) нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
13) физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, систему информирования о гидрометеорологической обстановке;
14) технологию учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
15) руководства для плавания в сложных условиях;
16) организацию штурманской службы на судах;
17) основы автоматизации управления движением судна;
18) систему управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
19) систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
20) маневренные характеристики судна;
21) влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
22) маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
23) способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
24) условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, при буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
25) порядок контроля судов в портах;
26) роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
27) ответственность за аварии, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
28) основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
29) устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
30) устройство и принцип действия судовых дизелей;
31) назначение, конструкцию судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
32) эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
33) типичные неисправности судовых энергетических установок;
34) меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
35) обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
36) устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
37) системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
38) основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
39) устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
40) требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
41) основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
42) основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
43) правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
44) основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
45) основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
46) классификацию судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
47) физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
48) правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
49) способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
50) приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
51) методику решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
52) периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
53) правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
54) технологию определения поправок технических систем судовождения;
55) правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
56) уставные требования к общей судовой организации;
57) уставные требования к организации вахтенной службы;
58) уставные требования к организации пассажирской службы;
59) уставные требования к организации службы быта;
60) уставные требования к дисциплине членов экипажа;
61) требования правил охраны труда на судах;
62) санитарные правила содержания судна;
63) санитарные условия труда экипажа;
64) трудовое законодательство Российской Федерации;
65) положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
66) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.5. Капитан-механик должен уметь:
1) читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
2) производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
3) вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
4) определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
5) использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
6) рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
7) пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
8) использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
9) применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
10) управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
11) маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
12) эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
13) эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
14) контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
15) вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
16) передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
17) выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
18) управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния ветра и течения;
19) выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
20) подготавливать и предъявлять судно к проверке;
21) контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
22) эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
23) эксплуатировать насосы и их системы управления;
24) вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
25) эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
26) осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
27) осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
28) эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
29) интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
30) расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
31) использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
32) решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
33) контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
34) эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
35) определять поправки технических систем судовождения;
36) эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
37) осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
38) внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
39) пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
40) организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
41) организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
42) организовывать службу быта и контроль над ней;
43) контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
44) контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
45) применять требования санитарных правил содержания судна;
46) применять требования санитарии условий труда экипажа;
47) _________________ ________________________ (другие требования к необходимым умениям).
1.6. Капитан-механик руководствуется:
1) _________________ _______________________ ______ (наименование учредительного документа);
2) Положением о _________________ _________________ (наименование структурного подразделения);
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ ______ (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности).
1.7. Капитан-механик подчиняется непосредственно _________________ _______________ (наименование должности руководителя).
1.8. _________________ ____________________________ (другие общие положения).

2. Трудовые функции

2.1. Управление судном и эксплуатация судовых систем.
2.1.1. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
2.1.2. Управление и маневрирование судном.
2.1.3. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
2.1.4. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
2.1.5. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
2.1.6. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
2.2. _________________ ________________________ (другие функции).

3. Должностные обязанности

3.1. Капитан-механик исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет предварительную проработку и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий;
2) ведет графические счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна;
3) определяет места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем;
4) обеспечивает навигационную безопасность плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) несет ходовую и стояночную вахту;
2) управляет судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
3) выполняет маневр для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом;
4) управляет судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления;
5) управляет курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
6) ведет наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов;
7) управляет судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
8) выполняет первичные действия при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести;
9) осуществляет прием и передачу информации, в том числе с использованием средств зрительной связи;
10) выполняет прием и передачу информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
11) осуществляет действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности;
12) производит постановку и съемку судна с якоря;
13) выполняет швартовные операции;
14) осуществляет буксировку судов и плавучих объектов;
15) подготавливает и предъявляет судно к проверкам.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей;
2) эксплуатирует судовые насосы и вспомогательное оборудование;
3) обеспечивает контроль и нормирование эксплуатационных показателей.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) эксплуатирует судовую автоматику;
2) осуществляет эксплуатацию элементов электроэнергетических систем и технических средств судна;
3) эксплуатирует судовое электрооборудование.
3.1.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.5 настоящей должностной инструкции:
1) осуществляет навигационную эксплуатацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
2) производит интерпретацию и обработку информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи;
3) выполняет расшифровку и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность;
4) выполняет обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды;
5) осуществляет обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификацию;
6) использует радиолокационные станции для обеспечения безопасного плавания судна;
7) использует средства автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами;
8) применяет автоматическую идентификационную систему для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу;
9) решает навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
10) контролирует исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
11) осуществляет техническую эксплуатацию регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
12) определяет поправки технических систем судовождения;
13) выполняет техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
3.1.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.6 настоящей должностной инструкции:
1) внедряет общую судовую организацию и контроль над ее соблюдением;
2) организует вахтенную службу и контролирует ее несение;
3) организует пассажирскую службу контролирует ее;
4) организует службу быта и контроль над ней;
5) обеспечивает соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
6) организует соблюдение требований охраны труда на судах;
7) организует выполнение на судне требований санитарных правил содержания судна.
3.1.7. В рамках выполнения своих трудовых функций капитан-механик исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.8. _________________ __________________ (другие обязанности).
3.2. _________________ ________________________ (другие положения о должностных обязанностях).

4. Права

Капитан-механик имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.9. _________________ __________________________ (другие права).

5. Ответственность

5.1. Капитан-механик привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ ________________________ (другие положения об ответственности).

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Судоводитель-механик", утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2015 N 612н, с учетом _________________ _______________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается _________________ ____________ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ ______________.

--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в 5 лет.



style="max-height: 50vh;">
Формы должностных  инструкций:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!