Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
style="max-height: 50vh;">

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА

Настоящая инструкция разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Правилами по охране труда в медицинских организациях, другими нормативно-правовыми актами в области охраны труда и может быть дополнена иными требованиями с учетом специфики трудовой деятельности и используемых оборудования, инструментов и материалов.

1. Общие требования охраны труда

1.1. К самостоятельной работе в качестве врача-стоматолога допускаются лица, обладающие соответствующей квалификацией, не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, обучение охране труда, в том числе в формате инструктажа, проверку знаний требований охраны труда.
1.2. Врач-стоматолог, получивший неудовлетворительную оценку при проверке знаний требований охраны труда, к самостоятельной работе не допускается и обязан пройти повторную проверку.
1.3. Врач-стоматолог должен быть проинформирован работодателем об условиях труда, профессиональных рисках, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты (СИЗ).
1.4. Условия труда врача-стоматолога должны соответствовать требованиям безопасности труда, санитарным правилам и гигиеническим нормативам.
1.5. Врач-стоматолог обеспечивается рабочей одеждой и СИЗ в установленном порядке.
1.6. В соответствии со ст. 214 ТК РФ каждый работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда;
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в установленных законодательством случаях.
1.7. Врач-стоматолог должен:
- соблюдать требования безопасности труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-эпидемической безопасности, производственной санитарии, правила внутреннего трудового распорядка, режим труда и отдыха;
- поддерживать порядок на рабочем месте;
- содержать в исправном состоянии и чистоте используемые оборудование, приспособления, инструменты, рабочую одежду, СИЗ;
- быть внимательным во время работы, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других от работы;
- выполнять только ту работу, которая входит в трудовые обязанности;
- использовать только исправное оборудование, приспособления и инструменты в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей и соблюдать изложенные в них требования безопасности;
- соблюдать правила охраны труда при использовании химических веществ;
- соблюдать санитарно-эпидемиологические правила безопасности при работе с микроорганизмами и возбудителями паразитарных болезней;
- обращать внимание на состояние пола в помещениях для предотвращения падений. Передвигаться по мокрым (мытым) полам необходимо с повышенной осторожностью (после влажной обработки на полу должны быть установлены предупреждающие таблички до высыхания пола);
- не превышать допустимые нормы подъема и перемещения тяжестей;
- соблюдать правила личной гигиены;
- хранить и принимать пищу только в установленных и специально оборудованных местах;
- использовать рабочую одежду и СИЗ;
- уметь оказывать первую помощь пострадавшим при несчастных случаях.
1.8. Врач-стоматолог должен знать:
- Правила по охране труда в медицинских организациях (гл. XVII "Требования охраны труда для работников стоматологических кабинетов"), другие нормативно-правовые акты и методические документы по охране труда (ознакомление с указанными документами должно проводиться в процессе обучения и инструктажей по охране труда);
- безопасные приемы выполнения работ и технологических операций;
- профессиональные риски, действие на человека опасных и вредных производственных факторов, меры по защите от их воздействия;
- порядок действий при несчастном случае на производстве;
- порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе при пожаре;
- правила оказания первой помощи пострадавшим, места хранения аптечки первой помощи, номера телефонов для вызова скорой медицинской помощи.
1.9. На врача-стоматолога в процессе его трудовой деятельности возможно воздействие следующих вредных и опасных производственных факторов:
- риск заражения при контакте с инфицированными больными;
- риск заражения гемоконтактными инфекциями при возникновении аварийных ситуаций;
- наличие вредных и опасных химических веществ в воздухе рабочей зоны, в том числе биологической природы и лекарственных средств;
- повышенная концентрация образующихся аэрозолей, высококонтаминированных микроорганизмами из полости рта пациента;
- риск травмирования при работе со шприцами и другими колющимися инструментами и предметами;
- риск травмирования глаз при попадании пломбировочного материала, фрагментов зуба, штифтов, имплантатов;
- напряженность и тяжесть труда;
- нервно-психические перегрузки;
- повышенные зрительные нагрузки;
- вынужденная рабочая поза;
- значительная статическая нагрузка на кисти рук;
- опасность поражения электрическим током;
- риск термического поражения в процессе изготовления зубных протезов методом литья;
- повышенный уровень шума и вибрации;
- неблагоприятные параметры микроклимата рабочей зоны;
- риск воздействия ионизирующего излучения при рентгенологических исследованиях;
- других опасных и вредных производственных факторов, связанных со спецификой трудовой деятельности.
1.10. Уровень освещенности рабочего места работника, создаваемый местным источником, не должен превышать уровень общего освещения более чем в 10 раз. Светильники местного и общего освещения должны иметь соответствующую защитную арматуру, предохраняющую органы зрения работников от слепящего действия ламп. Запрещается закреплять электрические лампы с помощью веревок и ниток, подвешивать светильники непосредственно на электрических проводах.
1.11. Во время препаровки кариозных полостей, снятия зубных отложений и при обтачивании зубов высокооборотными бормашинами или турбинами органы дыхания работников должны быть защищены СИЗ от образующихся капель крови и других биологических жидкостей, а также разнообразных аэрозолей, органы зрения работников защищены специальными защитными очками (экранами). При работе с 30 - 33%-ной перекисью водорода, входящей в состав моющих растворов, при проведении предстерилизационной очистки стоматологического инструмента препарат должен храниться в местах, не доступных для общего пользования.
1.12. При попадании пергидроля и моющих растворов для предстерилизационной очистки стоматологического инструмента на кожу или слизистые они должны быть промыты большим количеством проточной воды.
1.13. Приготовление моющих растворов и проведение ручной предстерилизационной очистки стоматологического инструмента должны производиться в резиновых перчатках. Проведение дезинфекции предметов, находящихся в зоне проведения терапии, осуществляется после каждого пациента.
1.14. Во избежание ожогов при стерилизации стоматологического инструмента в сушильно-стерилизационных шкафах инструменты должны извлекаться после их полного остывания.
1.15. Во время работы врачу-стоматологу следует быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей.
1.16. Работы в положении "сидя" следует выполнять не более 60% рабочего времени, а остальное время - стоя и перемещаясь по кабинету. Сидя выполняются манипуляции, требующие длительных, точных движений при хорошем доступе. Стоя выполняются операции, сопровождающиеся значительными физическими усилиями, кратковременные, при затрудненном доступе.
Вспомогательные операции (консультации, заполнение медицинской документации и другие) выполняются в свободной позе в отдельной рабочей зоне (на расстоянии от установки стоматологической).
1.17. Во время ходьбы врачу-стоматологу необходимо постоянно обращать внимание на состояние пола в помещениях во избежание проскальзывания и падения. Полы должны быть сухими и чистыми. Обувь врача-стоматолога должна быть удобной, на нескользящей подошве с закрытой пяткой.
1.18. Для сохранения нормального состояния кожи рук в процессе работы врачу-стоматологу до и после приема каждого пациента следует мыть руки водой комнатной температуры с последующей обработкой антисептиком, просушивать кожу рук после мытья сухим индивидуальным полотенцем, не допускать попадания на открытые поверхности кожи лекарственных препаратов (антибиотиков, новокаина, полимеров, гипса).
1.19. В целях предохранения себя от инфицирования через кожные покровы и слизистые оболочки врачу-стоматологу необходимо:
- после проведения гнойной операции или лечения пациента, в анамнезе которого перенесенный гепатит B либо носительство его HBs-антигена (но не гепатита A), обработать руки одним из следующих бактерицидных препаратов: 80%-ным этиловым спиртом, 0,5%-ным раствором хлоргексидина биклюконата в 70%-ном этиловом спирте, 0,5%-ным (1,125%-ным по активному хлору) раствором хлорамина и затем вымыть теплой водой температурой 40 °C;
- после рабочего дня, в течение которого имел место контакт рук с хлорными препаратами, кожу обрабатывают ватным тампоном, смоченным 1%-ным раствором гипосульфита натрия для нейтрализации остатков хлора.
1.20. На рабочем месте запрещается курить, принимать пищу, хранить личную одежду, употреблять алкогольные напитки, наркотические средства и иные токсические и сильнодействующие лекарственные препараты (в том числе психотропные).
1.21. Врач-стоматолог несет персональную ответственность за соблюдение требований настоящей инструкции в соответствии с действующим законодательством.
1.22. Контроль выполнения требований настоящей инструкции возлагается на руководителя структурного подразделения, специалиста по охране труда медицинской организации и иных уполномоченных на это представителей администрации и работников.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Осмотреть рабочее место, используемое оборудование, инструменты и материалы. Убрать лишние предметы. Привести в порядок и надеть рабочую одежду, которая должна быть чистой и не стеснять движений.
2.2. Проверить:
- рабочее место на соответствие требованиям безопасности и санитарных правил;
- исправность применяемого оборудования и инструментов, пригодность используемых материалов;
- наличие и исправность индивидуальных средств защиты;
- освещенность рабочего места и настройки рабочего кресла;
- исправность вентиляции;
- пути эвакуации людей при чрезвычайных ситуациях;
- наличие средств пожаротушения.
2.3. Подготовить к работе используемые оборудование, инструменты, материалы, оргтехнику, светильники и т.д.
2.4. Отрегулировать уровень освещенности рабочего места, настройки рабочего кресла, при наличии компьютера высоту и угол наклона монитора.
2.5. Обнаруженные перед началом работы нарушения требований безопасности устранить собственными силами, а при невозможности сделать это самостоятельно сообщить об этом непосредственному или вышестоящему руководителю, представителям технических и (или) административно-хозяйственных служб для принятия соответствующих мер. До устранения неполадок к работе не приступать.
2.6. Самостоятельное устранение нарушений требований безопасности труда, особенно связанное с ремонтом и наладкой оборудования, производится только при наличии соответствующей подготовки и допуска к таким работам при условии соблюдения правил безопасности труда.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Врач-стоматолог во время работы должен:
- соблюдать требования охраны труда, пожарной безопасности, электробезопасности, санитарно-гигиенических правил;
- содержать в порядке и чистоте рабочее место;
- следить за исправностью используемых оборудования, приспособлений, инструментов, штепсельных вилок, розеток, заземления и т.д.;
- соблюдать требования инструкций по эксплуатации оборудования и изделий, правила безопасности использования рабочих материалов;
- использовать в установленном порядке рабочую одежду и СИЗ;
- следить за чистотой воздуха в помещении, при проветривании не допускать образования сквозняков;
- не отвлекаться на посторонние дела и разговоры, не пользоваться сотовыми телефонами в личных целях, не отвлекать других от работы.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении аварийной ситуации прекратить работу, выключить оборудование, сообщить руководству, при необходимости вызвать представителей аварийной и (или) технической служб.
4.2. При возникновении пожара действовать в соответствии с инструкцией о мерах пожарной безопасности. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную охрану по телефону 01, 112: представившись, доложить о месте пожара и источнике огня. Затем сообщить непосредственному и вышестоящему руководству. Приступить к ликвидации очага пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. При загорании электросетей и электрооборудования их необходимо обесточить. При наличии малейшего риска для здоровья и жизни немедленно покинуть здание, оказав содействие в эвакуации других работников, пациентов и посетителей, в соответствии с утвержденным планом эвакуации.
4.3. При обнаружении загазованности помещения (появлении запаха газа) немедленно прекратить работу, сообщить непосредственному и вышестоящему руководству, вызвать аварийную службу газового хозяйства, выключить электроприборы и электроинструменты, открыть окно или форточку, покинуть здание, оказав содействие в эвакуации других работников, пациентов и посетителей, в соответствии с утвержденным планом эвакуации.
4.4. При несчастном случае (травме) оказать первую помощь. При необходимости вызвать скорую медицинскую помощь. О произошедшем несчастном случае (травме) немедленно доложить непосредственному и вышестоящему руководству.
4.5. При поломке медицинского и (или) иного оборудования прекратить его эксплуатацию, обесточить, доложить руководству и действовать в соответствии с полученными указаниями.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место.
5.2. Отключить оборудование, оргтехнику и светильники от электросети.
5.3. Снять и убрать в специально отведенное место рабочую одежду и СИЗ.
5.4. Вымыть руки теплой водой с мылом и вытереть насухо полотенцем, при необходимости провести дезинфекцию рук специальными дезинфицирующими растворами для рук.
5.5. Сообщить руководству о выявленных вовремя работы неполадках и неисправностях оборудования и других факторах, влияющих на безопасность труда, для принятия соответствующих мер.



style="max-height: 50vh;">
Формы инструкций по охране труда:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!