_________________ ____________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ _________________ ___________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ __________
(подпись) (инициалы,
Тренера-преподавателя фамилия)
по адаптивной физической культуре 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре относится к категории специалистов <1>.
1.2. Для работы тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры <2>;
2) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.3. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре должен знать:
1) теорию и методику адаптивной физической культуры;
2) теоретические основы организации методической работы по адаптивной физической культуре и спорту;
3) основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
4) олимпийское, паралимпийское, сурдлимпийское, специальное олимпийское движения: тенденции интеграции и дифференциации, программные документы и специфика каждого из них;
5) требования к планированию и проведению физкультурно-оздоровительных занятий адаптивной физической культурой;
6) требования к планированию учебно-тренировочных занятий в адаптивном спорте с учетом уровня квалификации спортсменов и специфики заболеваний;
7) основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии;
8) гигиенические основы физического воспитания;
9) формы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями);
10) основы спортивно-медицинской, спортивно-функциональной и гандикапной классификаций;
11) современные методы, приемы и технологии организации занятий адаптивной физической культурой при различных нарушениях функций организма;
12) показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре;
13) основы работы с персональным компьютером: с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами;
14) основы законодательства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта;
15) правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
16) способы оказания первой доврачебной помощи;
17) приемы, способы страховки и самостраховки;
18) методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях;
19) правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
20) способы оказания первой доврачебной помощи;
21) приемы, способы страховки и самостраховки;
22) методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях;
23) теорию спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований;
24) правила соревнований адаптивного спорта;
25) технику профессионально значимых двигательных действий базовых видов физкультурно-спортивной деятельности;
26) особенности и методика развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности;
27) правила эксплуатации спортивных сооружений, оборудования и спортивной техники;
28) методики контроля и оценки физической подготовленности обучающихся;
29) методы и методики врачебно-педагогического контроля на учебных занятиях;
30) теорию спортивных соревнований, соревновательной деятельности и ее структуры, система соревнований;
31) особенности и методику развития физических качеств в базовых видах физкультурно-спортивной деятельности;
32) этические нормы в области спорта;
33) порядок составления плана проведения групповых занятий;
34) правила внутреннего трудового распорядка;
35) правила по охране труда и пожарной безопасности;
36) _________________ _______________________ ___________.
1.4. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре должен уметь:
1) выполнять диагностику уровня физической подготовленности поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
2) выявлять функциональные возможности, дефект и оценивать психологическое состояние поступающих на программы адаптивной физической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
3) выполнять распределение поступающих по группам с учетом их функциональных возможностей и сохранять состав занимающихся в течение всего срока обучения;
4) устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями);
5) подбирать, готовить к занятию и использовать спортивное оборудование и инвентарь;
6) показывать изучаемые упражнения и двигательные действия;
7) проводить педагогический контроль на занятиях;
8) применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений, соблюдать технику безопасности на занятиях;
9) доступно и наглядно разъяснять правила техники безопасности при выполнении упражнений, использовании спортивного инвентаря, участии в спортивной (подвижной) игре;
10) своевременно выявлять угрозы и степени опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности;
11) оказывать первую доврачебную помощь, правильно использовать средства огнезащиты, средства индивидуальной защиты;
12) устанавливать педагогически целесообразные отношения с поступающими, обучающимися, родителями (законными представителями);
13) в доступной и увлекательной форме рассказать о пользе, значении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, доврачебной помощи;
14) использовать различные методы и формы организации физкультурно-спортивных занятий и мероприятий, строить их с учетом возрастно-половых, морфофункциональных и индивидуально-психологических особенностей занимающихся, специфики заболевания;
15) оценивать процесс и результаты деятельности;
16) использовать систему нормативов и методик контроля физической подготовленности обучающихся;
17) вести первичную учетно-отчетную документацию по реализации программ спортивной подготовки в электронном и бумажном виде;
18) выявлять проблемы в организации спортивной работы, предложить мероприятия по совершенствованию подготовки;
19) использовать методы календарного планирования;
20) использовать информационные технологии, в том числе текстовые редакторы, электронные таблицы, электронную почту, в своей деятельности;
21) _________________ _______________________ _________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.5. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре в своей
деятельности руководствуется:
1) _________________ _______________________ _________________;
(наименование учредительного документа)
2) Положением о _________________ _______________________ _______;
(наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) _________________ _______________________ _________________.
(наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые
функции по должности)
1.6. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре подчиняется
непосредственно _________________ _______________________ _________.
(наименование должности руководителя)
1.7. _________________ _______________________ _______________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Коррекция отклонений в развитии и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) посредством осуществления тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе:
2.1.1. Формирование групп занятий в зависимости от функциональных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп.
2.1.2. Проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, по утвержденным программам с учетом специфики спортивно-оздоровительного этапа.
2.1.3. Развитие у обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп интереса к занятиям спортом, формирование представлений о теоретических основах физической культуры.
2.1.4. Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе.
2.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.1 настоящей должностной инструкции:
1) изучает данные физической подготовленности лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп;
2) исследует содержание индивидуальных программ адаптации и исходных данных физической подготовленности занимающихся;
3) производит комплектование групп для занятий адаптивной физической культурой на основе дефекта и психофизического состояния лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, а также степени функциональных возможностей, к которой относится занимающийся;
4) осуществляет консультирование поступающих в группы для занятий адаптивной физической культурой лиц с ограниченными возможностями здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, их родителей (законных представителей) относительно выбора программ адаптивной физической культуры, содержания учебных программ, режима занятий и иных вопросов, связанных с тренировочным процессом.
3.1.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.2 настоящей должностной инструкции:
1) проводит с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья (включая инвалидов) всех возрастных и нозологических групп, тренировки на основе комплекса общеразвивающих упражнений, имитационных упражнений, упражнений для освоения элементов и формирования простых целостных двигательных действий в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий;
2) проводит с обучающимися подвижные и спортивные игры, организует участие обучающихся в подвижных и спортивных играх в соответствии с групповыми программами и расписанием занятий;
3) обеспечивает безопасность при проведении практических занятий и тренировок на спортивно-оздоровительном этапе.
3.1.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.3 настоящей должностной инструкции:
1) проводит с обучающимися лекции, рассказы и беседы о пользе, значении адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, основах здорового образа жизни, гигиены, первой доврачебной помощи;
2) организует совместный просмотр и обсуждение кино- и видеоматериалов, в том числе трансляций спортивных соревнований, обучающих и научно-популярных фильмов;
3) организует встречи обучающихся с известными спортсменами, имеющими ограниченные физические возможности;
4) обеспечивает безопасность при проведении теоретических занятий, встреч, лекций на спортивно-оздоровительном этапе;
5) оказывает методическую и консультационную помощь родителям (законным представителям) обучающегося.
3.1.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2.1.4 настоящей должностной инструкции:
1) разрабатывает годовые и текущие планы теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки занимающихся;
2) производит подбор наиболее эффективных методик проведения занятий;
3) осуществляет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы;
4) выявляет наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся;
5) готовит предложения по совершенствованию организации и методик тренировочного процесса.
3.1.5. В рамках выполнения своих трудовых функций тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.6. _________________ _______________________ ______________.
(другие обязанности)
3.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
4.1.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре имеет право:
4.1.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства организации, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.1.2. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.
4.1.3. Запрашивать у непосредственного руководителя разъяснения и уточнения по данным поручениям, выданным заданиям.
4.1.4. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения поручения.
4.1.5. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценка качества исполнения своих трудовых функций.
4.1.6. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.
4.1.7. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.1.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие права)
5. Ответственность
5.1. Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре привлекается к ответственности:
- за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством о бухгалтерском учете;
- правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
- причинение ущерба организации - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. _________________ _______________________ ________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и
спорту", утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 528н,
_________________ _______________________ ____________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _______________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре
инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ________________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Устанавливаются квалификационные категории (вторая, первая, высшая) по решению аттестационной комиссии в порядке, предусмотренном законодательством.
<2> Допускается среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и подготовка по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки, программам повышения квалификации в области адаптивной физической культуры.
Рекомендуется прохождение специальных курсов повышения квалификации при проведении занятий с детьми дошкольного возраста (4 - 6 лет).