Вопрос: Работница устроилась в организацию в феврале 2016 г. Последняя запись в трудовой книжке была в 2013 г., больше она не работала. В июне 2016 г. работница ушла в отпуск по беременности и родам. Пособие по беременности и родам было рассчитано и выплачено исходя из МРОТ. С 01.07.2016 МРОТ был увеличен. Стоит ли работодателю произвести перерасчет пособия по беременности и родам?
Ответ: Если работница устроилась в организацию в феврале 2016 г., после 2013 г. она временно не работала, а в июне 2016 г. у нее наступил отпуск по беременности и родам и пособие по беременности и родам было рассчитано и выплачено исходя из МРОТ, а с 01.07.2016 МРОТ был увеличен, то перерасчет пособия по беременности и родам производить не нужно.
Обоснование: Согласно ст. 255 Трудового кодекса РФ женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" право на пособие по беременности и родам имеют женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации: лица, работающие по трудовым договорам.
Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами (ч. 2 ст. 2 Закона N 255-ФЗ).
Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов (ст. 7 Федерального закона N 81-ФЗ).
Согласно ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ в случае если застрахованное лицо в два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, не имело заработка, а также в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, то средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 1.2 Закона N 255-ФЗ страховой случай по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователя осуществлять страховое обеспечение.
При расчете пособия по беременности и родам применяется сумма МРОТ, установленная на день наступления страхового случая, то есть на первый день отпуска по беременности и родам.
Законодательством РФ не предусмотрен перерасчет пособия по беременности и родам, исчисленного из МРОТ, если в период отпуска по беременности и родам произошло увеличение МРОТ.
Таким образом, полагаем, что в рассматриваемой ситуации работодателю не следует производить перерасчет пособия по беременности и родам.
Н.В.Ивашко
ООО "КОМПЬЮТЕР ИНЖИНИРИНГ"
Региональный информационный центр
23.08.2016