Примерная форма
Утверждаю
_________________ ____________
(наименование организации, (инициалы, фамилия)
предприятия и т.п., его _________________ __________________
организационно-правовая форма (директор или иное должностное лицо,
уполномоченное утверждать
должностную инструкцию)
"__" _____________200_ г.
М.П.
Должностная инструкция мерчендайзера
_________________ _______________________ _________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с
_________________ _______________________ _______________________ _____________________________
(наименование должности лица, на которого составлена настоящая должностная инструкция)
и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов,
регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
1. Общие положения
1.1. Мерчендайзер относится к категории специалистов.
1.2. На должность мерчендайзера назначается лицо, имеющее _________________ ____________
образование, дополнительную профессиональную подготовку в области мерчендайзинга, опыт работы не
менее _________лет, водительское удостоверение категории "В".
1.3. Назначение на должность мерчендайзера и освобождение от нее производится приказом руководителя
по представлению _________________ _____________________________.
1.4. Мерчендайзер должен знать:
1.4.1. приказы, указания, распоряжения, инструкции и другие нормативно-распорядительные
документы, регламентирующие работу мерчендайзера;
1.4.2. основы гражданского законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о
рекламе;
1.4.3. основы торгового маркетинга и менеджмента;
1.4.4. характеристику и принципы использования инструментов мерчендайзинга;
1.4.5. виды рекламы и основы организации рекламной деятельности;
1.4.6. основы организации работы по формированию спроса и стимулированию продаж товаров;
1.4.7. принципы организации торгового пространства и эффективного использования торговых
площадей;
1.4.8. принципы организации продаж;
1.4.9. методы оценки эффективности выкладки товаров в торговом зале;
1.4.10. ассортимент предлагаемых товаров, их основные качественные и потребительские
характеристики;
1.4.11. действующие цены на товары;
1.4.12. основы психологии и социологии;
1.4.13. модели поведения покупателей в торговом зале;
1.4.14. психологические типы потребителей;
1.4.15. факторы влияния на прогнозируемые и незапланированные покупки;
1.4.16. этику делового общения;
1.4.17. основные принципы планирования работы;
1.4.18. основы рыночной экономики;
1.4.19. требования к составлению и оформлению документации (учетной, отчетной и пр.);
1.4.20. основы организации производства, труда и управления;
1.4.21. основы трудового законодательства Российской Федерации;
1.4.22. правила внутреннего трудового распорядка;
1.4.23. правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и
противопожарной защиты;
1.5. Мерчендайзер подчиняется непосредственно администратору торговой сети (супервайзеру).
2. Должностные обязанности
Мерчендайзер несет следующие должностные обязанности:
2.1. Всячески способствует поддержанию положительного имиджа производителя или оптового продавца
товара, обеспечивает благоприятные условия для продвижения товара на потребительский рынок и высоких
объемов продаж в местах розничных продаж.
2.2. Изучает определенную территорию (район), на которой предполагается организация продаж товара с
целью определения мест продажи товаров (розничных предприятий) и разработки схем установления
деловых связей.
2.3. Осуществляет регулярный объезд закрепленных за ним торговых объектов (мест продаж).
2.4. Ведет переговоры с администрацией места продажи о проведении мероприятий мерчендайзинга
(представляет товар и сопутствующие ему услуги, убеждает в необходимости и эффективности
мерчендайзинга, заключения договоров поставки, купли-продажи, комиссии).
2.5. Осуществляет обучение и подготовку обслуживающего персонала торгового предприятия по следующим
направлениям: основные потребительские характеристики товаров; принципы поддержания концепции
выкладки товаров; основы мотивации продажи товаров потребителям.
2.6. Мерчендайзер обеспечивает:
2.6.1. благоприятные условия для продвижения товара на потребительский рынок.
2.6.2. товарные запасы в местах продаж на необходимом уровне;
2.6.3. высокие объемы продаж товара в местах розничных продаж;
2.6.4. Проведение мероприятий по представлению товаров в местах продажи с использованием
следующих инструментов мерчендайзинга:
а) Space-management - выкладка (размещение, позиционирование) товара способами, поощряющими
импульсивные покупки товаров;
б) POS designing - размещение в пространстве мест продаж рекламных элементов - плакатов,
буклетов, моделей товаров (подвесных, стоячих и др.), гирлянд, флагов, рекламного торгового
оборудования (стоек, стеллажей, светильников);
в) Stock-control - расчет необходимого и достаточного количества (баланса) товаров в местах
продаж, обеспечение их наличия;
2.6.5. грамотное и эффективное позиционирование всех товаров, реализуемых предприятием розничной
торговли;
2.6.6. мотивацию администрации мест продаж на заключение договоров поставки, купли-продажи,
комиссии (предоставление небольших партий товара на комиссию);
2.6.7. принятие мер по поддержанию долгосрочных отношений с администрацией торговых предприятий.
2.6.8. принятие мер по реконструкции, ремонту, замене неисправных или пришедших в негодность
рекламных элементов.
2.7. Мерчендайзер контролирует:
2.7.1. состояние исполнения заказов;
2.7.2. соблюдение концепции выкладки товаров;
2.7.3. целевое использование рекламного торгового оборудования (дисплеев, стеллажей, полок и
пр.);
2.7.4. состояние рекламных элементов (износ, порча, гибель).
2.8. Мерчендайзер координирует:
2.8.1. работу с розничными торговыми предприятиями;
2.8.2. мероприятия по продвижению и сбыту товаров, которые включают в себя действия по
исследованию рынка, эффективной рекламе.
2.9. Мерчендайзер следит за:
2.9.1. выкладкой максимально полного ассортимента продукции в соответствии со стандартами
мерчендайзинга, за размещением и обновлением рекламных материалов и оборудования;
2.9.2. состоянием исполнения заказов, обеспечением товарных запасов в местах продаж на
необходимом уровне;
2.9.3. отправкой заказа в торговую точку в установленные сроки, по объему реализации продукции,
номенклатуре, комплектности и качеству;
2.9.4. состоянием дебиторской задолженности по своим клиентам и своевременным сообщением
руководству о возможных задержках оплат, а также других факторах, влияющих на
платежеспособность клиента;
2.9.5. динамикой продаж на подконтрольных объектах; готовит отчеты (еженедельные, ежемесячные,
по товарам; информирует своего непосредственного руководителя о необходимости новых поступлений
товаров;
2.9.6. изменениями состояния рынка, выявленными в процессе работы, и за сбором
маркетинговой информации при необходимости.
2.10. Осуществляет корректировку розничных цен на товары, консультации персонала торгового
предприятия по вопросам установления торговых надбавок (оптимальные размеры),
2.11. Участвует в организации рекламных акций (дегустаций, семплингов, и т.п.)
2.12. Осуществляет анализ принципов работы в местах продаж мерчендайзеров других предприятий;
наблюдение за их работой.
2.13. Формирует банк данных о местах продаж (организационно-правовые формы, адреса, реквизиты,
номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок
и др.).
2.14. Разрабатывает программы мерчендайзинга (выбор методов реализации товаров, формирование техники
выкладки товаров в различных типах торговых предприятий, подбор и бюджетирование рекламных элементов
и пр.); организовывает работу команды мерчендайзеров (обучение, постановка задач и распределение
заданий, контроль за исполнением заданий и пр.).
2.15. Осуществляет работу с розничными клиентами, по установленному плану работы посещает ключевых,
сетевых и проблемных клиентов.
2.16. Передает заявки агентам (при желании торговой точки), информирует супервайзера и
ответственного торгового представителя об отсутствии достаточного количества продукции и заявки.
2.17. Создает дублирующие точки продаж, следит за правильным размещением существующих, улучшает
места размещения продукции по отношению к продукции конкурентов.
2.18. Информирует супервайзера и торговых представителей о претензиях клиента по количеству и
качеству поставляемого товара согласно договору поставки.
2.19. Производит сбор маркетинговой информации по заданию компании.
2.20. Ведет постоянный поиск новых клиентов и заключает с ними договоры поставки.
2.21. Мерчендайзер обязан:
2.21.1. своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной
деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;
2.21.2. непрерывно повышать свой профессиональный уровень;
2.21.3. честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;
2.21.4. хранить коммерческую тайну;
2.21.5. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности,
производственной санитарии и противопожарной защиты.
3. Права
Мерчендайзер имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства компании, касающимися его деятельности.
3.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с
обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.
3.3. Осуществлять взаимодействие с сотрудниками всех структурных подразделений.
3.4. Запрашивать и получать от руководителей подразделений и других специалистов информацию и
документы, необходимые для выполнения своих обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на
него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения
руководителя компании).
3.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных
обязанностей и прав.
3.7. Представлять интересы организации в сторонних организациях по вопросам, относящимся к
производственной деятельности компании.
4. Ответственность
4.1. Мерчендайзер несет ответственность:
4.1.1. за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей,
предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым
законодательством Российской Федерации.
4.1.2. за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах,
определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.1.3. за причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским
законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с _________________ _______________________ ______
(наименование, номер и дата документа)
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________ _______
(подпись)
"__"_____________ 20__ г.
Согласовано:
Начальник юридического отдела (инициалы, фамилия)
_________________ ________
(подпись)
"__"________________ 20__ г.
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________ _______
(подпись)
"__"________________ 20__ г.