Примерная форма
_________________ ____________ Утверждаю
(наименование организации,
предприятия и т.п., его
организационно-правовая форма) _________________ _______
(директор или иное долж-
ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать должно-
стную инструкцию)
_________________ _______
(инициалы, фамилия)
_________________ _______
(подпись)
" " _____________ 20__г.
м.п.
Должностная инструкция
начальника отдела маркетинга
организации (предприятия)
_________________ ____________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)
" " ______________ 20__г. N_________
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с _________________ ________________________
(наименование должности лица, на которого
_________________ _______________________ ___________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общие положения
1.1. Начальник отдела маркетинга организации (предприятия) относится
к категории руководителей, назначается на должность и увольняется с нее
приказом директора предприятия по представлению _________________ _______
(должность лица,
_________________ ________________.
представляющего)
1.2. На должность начальника отдела маркетинга назначается лицо,
имеющее высшее профессиональное (экономическое или
инженерно-экономическое) образование и стаж работы по специальности в
области маркетинга не менее _____ лет.
1.3. Начальник отдела маркетинга подчиняется _______________________
(директору предприятия,
_________________ _______________________ __________________________.
заместителю директора по коммерческим вопросам, иному должностному лицу)
1.4. В своей деятельности начальник отдела маркетинга
руководствуется:
- законодательными и нормативными актами по организации маркетинга;
- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов
его деятельности;
- уставом предприятия;
- правилами трудового распорядка;
- приказами и распоряжениями директора предприятия
(непосредственного руководителя);
- настоящей должностной инструкцией.
1.7. Начальник отдела маркетинга должен знать:
- законодательные и нормативные правовые акты, методические
материалы по организации маркетинга и оценке финансово-экономического
состояния и емкости рынка;
- методы определения платежеспособности спроса на выпускаемую
продукцию и порядок разработки перспективных и текущих планов
производства и сбыта продукции;
- основные технологические и конструктивные особенности,
характеристики и потребительские свойства производимой продукции, ее
отличие от отечественных и зарубежных аналогов, преимущества и
недостатки;
- методы изучения рыночной конъюнктуры и разработки прогнозов
потребности в выпускаемой продукции;
- экономику производства;
- организацию рекламного дела;
- методы изучения мотивации отношения потребителей к выпускаемой
продукции;
- условия поставки, хранения и транспортировки продукции;
- способы и методы работы с дилерами, средствами массовой
информации;
- организацию ремонтного обслуживания;
- порядок рассмотрения и подготовки ответов на претензии
потребителей;
- правила оформления сбытовой и рекламной документации;
- стандарты и технические условия на продукцию предприятия;
- основы технологии, организации производства, труда и управления;
- организацию учета и составления отчетности о выполнении планов
сбыта и реализации продукции;
- основные вопросы трудового законодательства;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и
противопожарной защиты.
1.6. Во время отсутствия начальника отдела маркетинга его
обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель,
несущий полную ответственность за их своевременное и надлежащее
исполнение.
II. Функции
На начальника отдела маркетинга возлагаются следующие функции:
2.1. Руководство отделом маркетинга.
2.2. Участие в разработке маркетинговой политики предприятия.
2.3. Научно-методическое обеспечение вопросов маркетинга.
2.4. Координация деятельности функциональных подразделений по сбору
и анализу коммерческо-экономической информации.
2.5. Организация работы по повышению квалификации работников отдела
маркетинга.
2.6. Принятие мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда
на предприятии.
III. Должностные обязанности
Для выполнения возложенных на него функций начальник отдела
маркетинга обязан:
3.1. Осуществлять разработку маркетинговой политики на предприятии
на основе анализа потребительских свойств производимой продукции и
прогнозирования потребительского спроса и рыночной конъюнктуры.
3.2. Обеспечивать участие отдела в составлении перспективных и
текущих планов производства и реализации продукции, определении новых
рынков сбыта и новых потребителей продукции.
3.3. Руководить проведением исследований основных факторов,
формирующих динамику потребительского спроса на продукцию предприятия,
соотношение спроса и предложения на аналогичные виды продукции,
технических и иных потребительских качеств конкурирующей продукции.
3.4. Координировать деятельность всех функциональных подразделений
по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка
данных по маркетингу продукции предприятия (заявки на поставку, договоры
на производство, наличие запасов, емкость рынка и т.п.).
3.5. Организовывать изучение мнения потребителей о выпускаемой
предприятием продукции, его влияние на сбыт продукции и подготовку
предложений по повышению ее конкурентоспособности и качества.
3.6. Осуществлять контроль за своевременным устранением недостатков,
указанных в поступающих от потребителей претензиях, мотивацией
определенного отношения потребителей к продукции предприятия.
3.7. Организовывать разработку стратегии проведения рекламных
мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой,
электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте, участие в
отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах для информирования
потенциальных покупателей и расширения рынков сбыта.
3.8. Готовить предложения по формированию фирменного стиля
предприятия и фирменного оформления рекламной продукции.
3.9. Осуществлять методическое руководство дилерской службой и ее
обеспечение всей необходимой технической и рекламной документацией.
3.10. Участвовать совместно с другими отделами в разработке
предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и
других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских
качеств и стимулирования сбыта.
3.11. Обеспечивать руководство работой сервисных центров по
гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, готовить
предложения по технически обоснованному планированию и производству
запасных частей (по количеству и номенклатуре).
3.12. Участвовать в надзоре за правильностью хранения,
транспортировки и использования продукции.
3.13. Руководить работниками отдела
3.14. _________________ _______________________ __________________.
IV. Права
Начальник отдела маркетинга имеет право:
4.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися деятельности маркетинга.
4.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению
деятельности отдела.
4.3. Подписывать и визировать документы в пределах своей
компетенции.
4.4. Осуществлять взаимодействие с руководителями всех служб,
получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих
должностных обязанностей.
4.5. Вносить на рассмотрение директора предприятия представления о
назначении, перемещении, увольнении работников отдела маркетинга,
предложения об их поощрении или наложении на них взысканий.
4.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
4.7. _________________ _______________________ ___________________.
V. Ответственность
Начальник отдела маркетинга несет ответственность:
5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности
правонарушения - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_________________ ___________.
номер и дата документа)
_________________ _______
Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
(или руководитель предприятия - по _________________ _______
подчиненности) (подпись)
" " _____________ 20__г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела
_________________ ___________
(инициалы, фамилия)
_________________ ___________
(подпись)
" " ________________ 20__г.
_________________ _______
С инструкцией ознакомлен: (инициалы, фамилия)
_________________ _______
(подпись)
" " _____________ 20__г.