Несмотря на то что Трудовой кодекс не содержит упоминания о должностной инструкции, она является неотъемлемым инструментом в регулировании трудовых отношений. Должностная инструкция - это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности и ответственность работника. Ее отсутствие само по себе не расценивается нарушением трудового законодательства и не влечет за собой ответственности, однако может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений*(1).
По поводу необходимости разработки должностных инструкций ведется много споров. Ряд специалистов утверждает, что они обязательны по каждой должности, профессии, специальности, предусмотренным штатным расписанием организации. Другие в связи с размытыми формулировками в трудовом законодательстве отвергают их, полагая, что должностные инструкции не имеют значения в организации и управлении трудом. Ранее аналогичные споры велись по поводу целесообразности или необходимости наличия у учреждения штатного расписания. Они разрешились, когда были внесены соответствующие изменения в ТК РФ. Теперь необходимость наличия штатного расписания предусмотрена ст. 15 и 57 ТК РФ. На сегодняшний день законодательство предоставляет каждому руководителю право принять самостоятельно решение относительно наличия в учреждении должностных инструкций.
Автор текста: Н. Гридина
"Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2008 г.