Может ли организация быть оштрафована по ст. 120 НК РФ в случае неведения журнала учета выполненных работ по форме КС-6а, если она применяет форму КС-2?
Организация вправе применять иную форму журнала учета выполненных работ, разработанную ею самостоятельно, но содержащую все необходимые реквизиты. Отсутствие формы КС-6а или такого документа может быть квалифицировано как грубое нарушение правил учета доходов и расходов.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Следовательно, руководитель организации вправе утвердить для применения в том числе формы первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом России.
Согласно Указаниям по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденным Постановлением от 11.11.1999 N 100 (далее - Указания), акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма КС-6а) в необходимом количестве экземпляров.
Журнал учета выполненных работ применяется для учета выполненных работ и является накопительным документом, на основании которого составляются акт приемки выполненных работ по форме КС-2 и справка о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Таким образом, если следовать Указаниям, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 не может быть составлен в случае неведения журнала учета выполненных работ по форме КС-6а.
Тот факт, что организация применяет одну из унифицированных форм, не обязывает ее применять иные унифицированные формы. Но считаем, что организация обязана иметь документ по форме КС-6а либо аналогичный документ, дающий детальную информацию о выполненных работах, отражаемых в форме КС-2. При этом форма и порядок заполнения данного документа могут быть разработаны организацией самостоятельно. Обязательным остается требование к первичным документам о наличии обязательных реквизитов в них (ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Также следует отметить, что до отмены обязательного использования унифицированных форм отсутствие документов по формам КС-2, КС-3, КС-6, КС-6а, которые необходимы для учета доходов (расходов) организации, могло рассматриваться как грубое нарушение правил учета доходов, расходов или объектов налогообложения согласно ст. 120 НК РФ (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2011 N 17АП-12696/2010-АК по делу N А50П-681/2010).
Но, например, в Постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 N 04АП-4211/2017 по делу N А19-287/2017 отмечено, что журнал учета выполненных работ по форме КС-6а служит для целей строительного надзора и его отсутствие не является основанием для отказа в вычете НДС.
Таким образом, во избежание налоговых рисков, если организация применяет форму КС-2, то ей следует вести документ по форме КС-6а либо утвердить иной документ, дающий детальную информацию о выполненных работах, отражаемых в форме КС-2. То есть применение формы КС-2 не исключает необходимости ведения формы КС-6а или аналогичной ей.
Таким образом, не исключена вероятность, что налоговый орган может придерживаться требований Указаний и привлечь организацию к ответственности по ст. 120 НК РФ при отсутствии формы КС-6а или иного аналогичного документа.
Подготовлено на основе материала
С.М. Лазутина
ООО "М-СТАЙЛ"