Вопрос: Каков порядок составления должностной инструкции бухгалтера по учету ТМЦ?
style="max-height: 50vh;">
Каков порядок составления должностной инструкции бухгалтера по учету ТМЦ?
Должностная инструкция бухгалтера по учету ТМЦ составляется на основе квалификационных характеристик с учетом тех особенностей, которые касаются преимущественно разделов, связанных с учетом ТМЦ, и может содержать в том числе конкретный перечень должностных обязанностей работника, а также его права и ответственность. Должностная инструкция - это документ, определяющий задачи, квалификационные требования, функции, права, обязанности, ответственность работника (Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3042-6-0). Трудовым законодательством на работодателя не возлагается обязанность составлять должностные инструкции (Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 22.05.2020 N 77/10-18732-ОБ/18-1299). Тем не менее должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности. Должностная инструкция может быть самостоятельным документом или приложением к трудовому договору (Письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6). По сложившейся практике при составлении должностной инструкции трудовые обязанности работника определяются на основании документов, устанавливающих квалификационные характеристики должности или вида работ: квалификационные справочники, профессиональные стандарты и иные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к квалификации работника. Нормативные правовые акты для разработки должностной инструкции бухгалтера по учету ТМЦ Бухгалтер - специалист по бухгалтерскому учету, работающий по системе учета в соответствии с действующим законодательством. Круг обязанностей бухгалтера определяется тем участком учетной работы, за который бухгалтер назначается ответственным. Должность бухгалтера по учету ТМЦ не установлена в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Квалификационный справочник). Отдельный профессиональный стандарт для указанной должности также законодательством РФ не установлен. Полагаем, что квалификационные требования к бухгалтеру по учету ТМЦ могут быть составлены на основе квалификационных характеристик других должностей, родственных по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности, квалификации с учетом применяемых у работодателя технологий и организации труда. Так, в Квалификационном справочнике установлены квалификационные требования к должности бухгалтера. Также разработка должностной инструкции возможна на основе Профессионального стандарта "Бухгалтер" (утв. Приказом Минтруда России от 21.02.2019 N 103н) (далее - Профессиональный стандарт). Профессиональные стандарты содержат возможные наименования должностей и не обязывают работодателя переименовывать должности в штатном расписании (п. 11.11 Рекомендаций). При формировании должностной инструкции работника в конкретной организации может быть использован не весь набор трудовых функций в обобщенной трудовой функции, или же набор трудовых функций может быть расширен исходя из специфики выполняемой работы. Допускается использовать несколько обобщенных трудовых функций, при этом требования к квалификации работника определяются по более высокому уровню квалификации (п. 6 Рекомендаций). Общий порядок составления должностной инструкции В разработке должностной инструкции обычно участвуют несколько человек из разных подразделений организации: • руководитель структурного подразделения, для работников которого составляется должностная инструкция, определяет круг задач по должности с учетом функций, возложенных на структурное подразделение, и норм, прописанных в квалификационных справочниках и профстандартах; • руководитель отдела кадров организует процесс разработки, согласования и утверждения должностной инструкции; • руководитель юридической службы организует процедуру проверки соответствия проектов должностных инструкций требованиям законодательства. Процедура составления должностной инструкции, как правило, состоит из нескольких этапов. Разработка проекта. На данном этапе составляется черновой проект должностной инструкции, который включает в себя в том числе типовой перечень трудовых обязанностей, стандартно применяемый для описания трудовой функции по данной должности на основе квалификационных справочников и профессиональных стандартов. Работодатель может добавлять трудовые функции и (или) трудовые действия, содержащиеся как в одном, так и в нескольких нормативно-правовых актах, распределять трудовые действия с учетом применяемых технологий и организации труда. Разрабатывая должностную инструкцию, необходимо учитывать следующее (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 195.3 ТК РФ, п. 9.1 Рекомендаций по применению профессиональных стандартов в организации, утв. ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Минтруда России (далее - Рекомендации)): • если с выполнением работ по определенным должностям (профессиям, специальностям) согласно ТК РФ, иным федеральным законам связано предоставление компенсаций, льгот и (или) наличие ограничений, то наименование этих должностей (профессий, специальностей) и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, содержащимся в квалификационных справочниках либо профессиональных стандартах. Если работнику установлены льготы, компенсации или существуют ограничения на выполнение работ по должностям, профессиям, то ущемление прав работника в этом случае недопустимо; • если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, то работодатель обязан применять в части указанных требований профессиональные стандарты. Несоблюдение данных норм может повлечь привлечение к административной ответственности по ч. 1, 2 ст. 5.27 КоАП РФ. Согласование проекта. На этапе согласования должностная инструкция может корректироваться. Руководители взаимодействующих по работе подразделений могут представить свои предложения с учетом требований нормативных правовых актов, содержания учредительных документов, локальных нормативных актов и иных организационно-распорядительных документов работодателя, особенностей организации документооборота. В итоговом варианте должностной инструкции на листе согласования проставляются визы согласования соответствующих лиц. Утверждение должностной инструкции. Руководитель организации (или иное уполномоченное лицо) рассматривает завизированный остальными должностными лицами проект должностной инструкции, при необходимости сообщает свои замечания и/или направляет проект на доработку, утверждает окончательный вариант и издает соответствующий приказ о его утверждении. Содержание должностной инструкции бухгалтера по учету ТМЦ Должностная инструкция может состоять из следующих разделов: • общие положения; • должностные обязанности; • права; • ответственность; • заключительные положения. Разделы можно именовать любым образом, добавлять дополнительные (например, про взаимодействие с работниками других подразделений и т.п.). Рассмотрим основные положения должностной инструкции бухгалтера по учету ТМЦ. Общие положения. Данный раздел может содержать: • описание положения должности в организационной структуре организации; • порядок приема на работу по данной должности, порядок замещения на время отсутствия, подчиненность; • требования к образованию, стажу работы, к знаниям и умениям. Например: "На должность бухгалтера по учету товарно-материальных ценностей назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет; • законы и документы, которые работник должен знать и которыми должен руководствоваться в своей деятельности. Например: "Бухгалтер по учету ТМЦ должен знать: законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; формы и методы бухгалтерского учета в организации; план и корреспонденцию счетов; организацию документооборота на данном участке бухгалтерского учета; порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета поступления и отпуска товарно-материальных ценностей и т.п. Должностные обязанности бухгалтера по учету ТМЦ. Указываются соответствующие обязанности по должности бухгалтера по учету ТМЦ, в том числе на основе Квалификационного справочника и Профессионального стандарта. Например, можно указать следующие обязанности: • выполняет работу по ведению бухгалтерского учета в соответствии с требованиями действующего законодательства в части, касающейся учета принадлежащих организации товарно-материальных ценностей; • осуществляет прием и контроль первичной документации на данном участке бухгалтерского учета и подготавливает ее к счетной обработке; • отражает на счетах бухгалтерского учета операции по учету товарно-материальных ценностей; • составляет отчетные калькуляции по фактической себестоимости материалов с учетом всех затрат; • обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующему участку учета; • подготавливает данные по соответствующему участку бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив; • выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных на данном участке бухгалтерского учета; и т.п. из специфики выполняемой работы. Права бухгалтера по учету ТМЦ. Указываются полномочия, которыми наделяется бухгалтер, например: • принимать участие в совещаниях или обсуждениях вопросов, касающихся бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей; • запрашивать и получать от работников других структурных подразделений необходимую информацию, документы; • пользоваться материальной базой организации в своей работе; • выносить на рассмотрение руководителя предложения об улучшении учета в своем секторе; • требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении должностных обязанностей и т.п. Ответственность бухгалтера по учету ТМЦ. Дисциплинирующим моментом для работника будет указание на возможность привлечения его к ответственности. Ответственность работника можно указать как за общие нарушения - ответственность за нарушение требований обращения с персональными данными работников, дисциплинарная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, материальная ответственность за ущерб, причиненный работодателю (ст. ст. 90, 192, 238 ТК РФ). Если в обязанности бухгалтера входит также выполнение работ, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85, например, по складскому учету и выдаче материальных ценностей, то может быть заключен договор о полной материальной ответственности (ст. ст. 243, 244 ТК РФ). Соответственно, в разделе следует указать основания для привлечения работника к ответственности. Например, бухгалтер по учету ТМЦ может нести ответственность в следующих случаях: • за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством; • правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством; • причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством, договором о полной материальной ответственности (при условии его заключения); • нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации. Взаимодействие с другими структурными подразделениями организации. В данном разделе следует отразить, с какими подразделениями взаимодействует бухгалтер по учету ТМЦ. К примеру: • с руководителями всех структурных подразделений организации по вопросам подготовки и представления необходимых документов; • юридической службой - по правовым вопросам, связанным с подготовкой документов; • хозяйственной службой организации - по вопросам обеспечения средствами оргтехники, бланками документов, канцтоварами и пр.; • отделом безопасности - по вопросам информационной и экономической безопасности. Заключительные положения. В этом разделе указываются реквизиты нормативно-правовых актов, с учетом которых разработана инструкция, а также локальных нормативных актов работодателя. Отражается факт ознакомления работника с должностной инструкцией при приеме на работу либо в процессе работы, подтверждаемый его подписью с указанием соответствующей даты, в том числе электронной подписью, если используется электронный документооборот (ч. 2 ст. 22, ч. 2 ст. 22.1, ст. 22.3, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Таким образом, руководствуясь положениями Квалификационного справочника и Профессионального стандарта, можно составить основу проекта должностной инструкции бухгалтера по учету ТМЦ. Срок действия для инструкций, как правило, не устанавливается, они пересматриваются и корректируются по мере необходимости. Если в организации много должностных инструкций, то рекомендуем разработать и утвердить в установленном порядке отдельный регламент составления должностных инструкций, в котором отразить основания для разработки инструкций, порядок их подготовки, согласования и передачи на утверждение уполномоченному лицу, основания и порядок внесения в них изменений и дополнений, контрольные сроки, ответственных лиц.
Подготовлено на основе материала В.И. Неклюдова Государственная инспекция труда в Нижегородской обл.
См. также: Каков срок хранения инструкций по охране труда?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!