Вопрос: Какие действия нужно предпринять работодателю, если в организацию устроился работник с двумя действующими СНИЛС? Какой из номеров СНИЛС работника указывать при заполнении форм персонифицированного учета?
Ответ: По нашему мнению, после установления факта наличия у работника двух СНИЛС работодателю следует сообщить ему о необходимости обращения в орган ПФР с заявлением об объединении лицевых счетов. После того как лицевые счета будут объединены (либо данные счетов перенесены на новый счет), нужно получить актуальный документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, страховой номер индивидуального лицевого счета из которого следует указывать при заполнении форм персонифицированной отчетности. Также возможно представить пояснения о том, что имела место ситуация с наличием у работника двух СНИЛС.
Обоснование: Страховой номер индивидуального лицевого счета (далее - СНИЛС) - уникальный номер индивидуального лицевого счета, используемый для обработки сведений о физическом лице в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также для идентификации и аутентификации сведений о физическом лице при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций (ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ)).
Застрахованное лицо, поступающее на работу по трудовому договору, обязано представить страхователю документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в частности на бумажном носителе или в форме электронного документа (ст. 65 Трудового кодекса РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ). Напрямую порядок действий страхователя либо застрахованного лица при наличии у последнего двух СНИЛС не урегулирован.
Зарегистрированное лицо (работник) имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (абз. 4 ч. 1 ст. 14 Закона N 27-ФЗ).
При наличии двух СНИЛС на практике может применяться следующий порядок действий: работник обращается в территориальный орган ПФР с заявлением об объединении двух лицевых счетов в один, имея при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт), имеющиеся на руках СНИЛС и документы, подтверждающие трудовые правоотношения (в частности, трудовую книжку).
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление и принимает решение об изменении/объединении данных зарегистрированного лица на одном индивидуальном лицевом счете.
Застрахованному лицу будет предложено выбрать один из основных счетов в качестве основного. После этого все сведения будут перенесены на актуальный счет.
Данные объединяемых лицевых счетов также могут быть перенесены на новый лицевой счет.
Документом, подтверждающим регистрацию работника в системе персонифицированного учета, является уведомление о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, содержащее сведения о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) (п. 13 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (далее - Инструкция N 211н)).
Застрахованное лицо сможет получить указанный документ в бумажном или электронном в виде, после чего в обязательном порядке необходимо будет сообщить работодателю об актуальном (новом) номере индивидуального лицевого счета и предъявить указанный документ (абз. 6 ч. 1, абз. 3 ч. 2 ст. 14 Закона N 27-ФЗ, п. 17 Инструкции N 211н).
В итоге в системе персонифицированного учета останется один номер индивидуального лицевого счета, на котором будет собрана вся информация о трудовой деятельности и о накоплениях работника.
Таким образом, по нашему мнению, после установления факта наличия у работника двух СНИЛС работодателю следует сообщить работнику о необходимости обращения в орган ПФР с заявлением об объединении лицевых счетов. После того как лицевые счета будут объединены (либо данные счетов перенесены на новый счет), нужно получить актуальный документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, страховой номер индивидуального лицевого счета из которого работодателю следует указывать при заполнении форм персонифицированной отчетности. Также возможно представить пояснения о том, что имела место ситуация с наличием у работника двух СНИЛС.
С.В. Кирмель
ООО "ДОМ.НН.РУ"
02.09.2020