Вопрос: Банк и ИП заключили договор банковского счета, по условиям которого банк уведомляет клиента об изменениях условий действующих тарифов путем публичного размещения информации на официальном сайте банка в сети Интернет. Банк по результатам проведения мероприятий внутреннего контроля установил, что по счету клиента осуществляются транзитные операции (ежедневные поступления на счет клиента денежных средств со счетов юридических лиц с последующим перечислением данных денежных средств на счета пластиковых карт физических лиц в течение 1 - 2 дней, при этом уплата налогов или обязательных платежей осуществляется в размере, не превышающем 0,9% от дебетового оборота по счету), и запросил у клиента документы, подтверждающие характер операций. В связи с тем что клиент документы банку не представил, банк установил ИП комиссионное вознаграждение в размере 10% от сумм денежных средств, перечисляемых на счета физлиц в соответствии с условиями действующих тарифов, и направил в Росфинмониторинг сообщения о сомнительных операциях клиента. Правомерны ли действия банка?
Ответ: Действия банка являются правомерными.
Обоснование: В соответствии с п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно п. 1 ст. 851 ГК РФ в случаях, предусмотренных договором банковского счета, клиент оплачивает услуги банка по совершению операций с денежными средствами, находящимися на счете.
В силу п. 2 ст. 854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (п. 4 ст. 421 ГК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным ст. 6 Закона N 115-ФЗ.
В силу п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Закона N 115-ФЗ, включая информацию о своих выгодоприобретателях, учредителях (участниках) и бенефициарных владельцах.
Транзитные операции могут характеризоваться совокупностью (одновременным наличием) следующих признаков:
- зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ, с последующим их списанием;
- списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
- проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
- проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
- деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
Банк России рекомендует кредитным организациям направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам, на основании п. 3 ст. 7 Закона N 115-ФЗ, с использованием кодов вида признака 1414 и 1813 перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащегося в Приложении к Положению Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Письмо Банка России от 31.12.2014 N 236-Т "О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов").
Рассматривая аналогичную ситуацию, Верховный Суд РФ в Определении от 26.10.2020 N 301-ЭС20-15408 по делу N А29-13543/2019 указал, что суды установили осуществление по счету индивидуального предпринимателя транзитных операций, вследствие чего банк в соответствии с предоставленными Законом N 115-ФЗ и договором полномочиями установил клиенту высокий уровень риска и 10-процентный тариф от сумм, перечисляемых на счета физических лиц денежных средств.
Таким образом, в рассматриваемом случае действия банка, выразившиеся в квалификации операций индивидуального предпринимателя в качестве сомнительных, установлении клиенту высокого уровня риска, 10-процентного тарифа от сумм денежных средств, перечисляемых на счета физических лиц, и направлении в Росфинмониторинг сообщений о сомнительных операциях клиента, являются правомерными, поскольку соответствуют нормам Закона N 115-ФЗ и условиям заключенного с клиентом договора банковского счета.
А.В. Крашенинников
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
07.12.2020