Можно ли оформить наделение полномочиями / передачу полномочий на подписание договора на основании приказа или необходима доверенность от организации?
Наделение полномочиями и передача полномочий на подписание договора, как правило, оформляются приказом, также выдается доверенность на представление интересов организации.
На время отсутствия генерального директора его полномочия могут передаваться заместителю или другому работнику организации. Так, например, перед отпуском, командировкой или выходом на больничный генеральный директор, как правило, издает приказ, в котором указывает продолжительность своего отсутствия и что на время отсутствия возлагает свои обязанности на другого работника.
Необходимость оформления приказа о передаче полномочий генерального директора законодательством прямо не предусмотрена, поэтому такой приказ не является обязательным. Необходимость в его оформлении возникает, если это предусмотрено внутренними документами организации. В частности, устав может содержать положения о передаче полномочий генерального директора (путем издания приказа) на время его отсутствия (ст. 273 ТК РФ, п. п. 4, 5 ст. 52 ГК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ)).
Также генеральный директор может наделить отдельного работника организации или группу работников полномочиями на подписание договоров на постоянной основе. В этом случае генеральным директором может быть издан приказ, в котором указывается конкретный работник или круг работников, перечень и пределы предоставляемых им полномочий.
Полномочия на подписание договоров могут осуществляться работниками, в частности, в рамках работы по основной должности, путем совмещения должностей или с освобождением от выполнения должностных обязанностей по основной должности с оформлением временного перевода на другую должность (абз. 3 ч. 2 ст. 57, ст. ст. 60.2, 72.2 ТК РФ).
Порядок наделения полномочиями / передачи полномочий на подписание договора
В приказе о передаче полномочий рекомендуется указать круг полномочий работника (работников), в том числе право подписи договоров, финансовой документации, право подписи банковских документов. Может быть установлен лимит по суммам сделок или ограничения в отношении отдельных видов сделок.
Если соответствующие полномочия не были изначально определены в трудовом договоре с работником, то с ним, в частности, может быть заключено дополнительное соглашение к трудовому договору о расширении основной трудовой функции или о совмещении либо о временном переводе (ст. ст. 60.2, 72, ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ).
Существует судебная практика, согласно которой издание генеральным директором приказа о назначении временно исполняющего обязанности является достаточным основанием для наделения его всеми правами и обязанностями единоличного исполнительного органа управления, если это не противоречит уставу (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.08.2020 N Ф08-6287/2020 по делу N А32-800/2020).
Однако, по нашему мнению, одного приказа недостаточно, наделение полномочиями и передача полномочий генерального директора на представление интересов организации другому работнику должны оформляться доверенностью.
При подписании договоров от имени организации без доверенности может действовать, по общему правилу, только ее генеральный директор (п. 1 ст. 53 ГК РФ, п. 2, пп. 1 п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ, п. п. 1, 2 ст. 69 Закона N 208-ФЗ).
Для всех остальных уполномоченных должностных лиц, действующих от имени организации при подписании договоров, доверенность, выданная генеральным директором, по общему правилу обязательна даже в случае, если полномочия на подписание договоров установлены в трудовом договоре, должностной инструкции и локальном нормативном акте организации (п. п. 1, 3, 4 ст. 185, п. 4 ст. 185.1 ГК РФ, пп. 2 п. 3 ст. 40 Закона N 14-ФЗ, Письмо ГИТ в г. Москве от 20.08.2020 N 77/7-30028-20-ОБ/10-33260-ОБ/18-1193).
Так, в Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 02.02.2015 N Ф10-4918/2014 по делу N А48-4475/2013 указано, что из содержания приказа, согласно которому директор возложил обязанности генерального директора на исполняющего обязанности директора, не следует, что последний был наделен полномочиями на совершение сделок от имени общества. При этом суд обратил внимание на тот факт, что ЗАО не выдавало доверенности на право подписи и совершения сделок от своего имени временно исполняющему обязанности генерального директора.
Порядок подписания договора уполномоченным лицом
Сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, либо должным образом уполномоченными ими лицами, в том числе доверенностью.
При этом письменная форма сделки считается соблюденной также в случае совершения лицом сделки с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки, при этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю (п. 1 ст. 160, п. 1 ст. 185 ГК РФ).
При подписании договора уполномоченным лицом указывается наименование его должности, собственноручная подпись, расшифровка подписи (инициалы, фамилия). Если документ оформлен не на бланке, в наименование должности включается наименование организации. При подписании документа лицом, исполняющим обязанности руководителя, подпись оформляется с указанием статуса должностного лица в соответствии с приказом (распоряжением) - "И.о. генерального директора" или "Исполняющий обязанности генерального директора" (п. 5.22 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст (далее - ГОСТ Р 7.0.97-2016), п. 4.22 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
Отметим, что согласно одной позиции, вне зависимости от того, каким образом работником осуществляются полномочия по подписанию договоров (в рамках работы по основной должности, в том числе на основании временного перевода, или путем совмещения должностей), - в реквизите "подпись" договора указывается основная должность работника на момент подписания договора.
Согласно иной точке зрения, при подписании документа работником, исполняющим обязанности руководителя путем совмещения должностей, подпись оформляется с указанием статуса работника в соответствии с приказом (распоряжением) работодателя, то есть указывается "И.о. генерального директора" или "Исполняющий обязанности генерального директора".
Следует отметить, что ГОСТ Р 7.0.97-2016, как и другие документы национальной системы стандартизации, применяется на добровольной основе (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ).
Подготовлено на основе материала
Е.Н. Гетьман
ЗАО "Сплайн-Центр"