Вопрос: Как организовать учет печатей и штампов в организации с целью контроля за их хранением и использованием?
style="max-height: 50vh;">
Как организовать учет печатей и штампов в организации с целью контроля за их хранением и использованием?
Порядок учета и хранения печатей и штампов устанавливается локальным нормативным актом организации. Этот документ может быть составной частью инструкции по делопроизводству. Выдача печатей и штампов регистрируется в учетном журнале. Назначение печати заключается в том, что печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подписи печатью в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.24 ГОСТ Р 7.0.97-2016, утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст). В федеральных нормативных актах понятие "штамп" не раскрыто, поэтому можно применить определение, представленное в Приложении 1 к Регламенту Правительства Москвы, утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 21.02.2006 N 112-ПП: штамп - это разновидность печатной формы, содержащая информацию служебного характера: о наименовании организационной структуры, ее адресе, дате и номере регистрации документа, выполнении функции и т.п. Нормативного акта, который регулировал бы порядок учета, хранения и уничтожения штампов, не установлено, поэтому организации самостоятельно разрабатывают соответствующие положения. Положения о порядке учета и хранения печатей и штампов, а также их использования и утилизации могут быть составной частью инструкции по делопроизводству или же, если количество используемых в организации печатей и штампов велико, работа с ними может регламентироваться отдельным документом - инструкцией о порядке учета печатей и штампов. Так, в инструкции рекомендуется определить, в частности: • виды и количество печатей и штампов; • порядок подачи заявки на изготовление печати; • подразделение, на которое возложен учет печатей и штампов; • форму журнала учета печатей и штампов и порядок ведения журнала; • порядок выдачи печатей и штампов работникам; • порядок хранения печатей и штампов; • ответственность работников за нарушение порядка применения печатей и штампов, утерю печатей или штампов; • порядок проведения проверок по соблюдению порядка применения и хранения печатей и штампов; • порядок уничтожения печатей и штампов. В целях регулирования использования и применения печатей и штампов в инструкции по делопроизводству рекомендуется установить порядок оформления документов в части заверения их печатями и проставления штампов. Так, например, инструкция может содержать: • порядок пользования печатями и штампами (в том числе если имеются обособленные подразделения); • перечни документов, заверяемых основной печатью организации; • перечни документов, заверяемых вспомогательными печатями и штампами; • порядок проставления печати/штампа на документе; • примерный перечень должностных лиц, подпись которых заверяется основной печатью. Отметим, что изготовление, учет, замену, хранение, передачу и уничтожение печатей и штампов обеспечивает ответственный работник, назначенный приказом руководителя организации, в рамках своих должностных обязанностей.
Пример. Образец заполнения приказа о назначении ответственного лица ООО "Прогресс"
Приказ
12 января 2022 г.N 23 О назначении ответственных лиц
В целях упорядочения использования печатей и штампов в ООО "Прогресс" в соответствии с инструкцией по делопроизводству в ООО "Прогресс"
ПРИКАЗЫВАЮ:
Главного бухгалтера Васильеву О.В. с 12.01.2022 назначить ответственным за ведение журнала учета печатей и штампов с правом получения печатей и штампов от изготовителя, их учета, выдачи ответственным лицам подразделений ООО "Прогресс", а также правом внесения записей в журнал учета печатей и штампов об уничтожении и утрате печатей и штампов. В отсутствие Васильевой О.В. ее полномочия в соответствии с настоящим приказом временно возлагать на начальника кадровой службы Пиманову Е.Я. Хранение журнала учета печатей и штампов, а также самих печатей и штампов, предназначенных для выдачи ответственным лицам, осуществляется в сейфе, расположенном в бухгалтерии. Секретарю ознакомить ответственных должностных лиц с настоящим приказом. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Директор
ООО "Прогресс"Н.И. Иванов
Журнал учета печатей и штампов может содержать следующие графы и порядок их заполнения, в частности: • графа 1 - порядковый номер записи (нумерация сквозная по всему журналу); • графа 2 - наименование печати или штампа с указанием назначения; • графа 3 - оттиск печати или штампа; • графа 4 - должность и Ф.И.О. лица, ответственного за использование печати, штампа; • графа 5 - подпись лица, получившего печать (штамп), с указанием даты получения печати (штампа); • графа 6 - подпись лица, возвратившего печать (штамп), с указанием даты возврата; • графа 7 - сведения об акте уничтожения печати (штампа) и дата; • графа 8 - "Примечание" (заполняется после того, как печать или штамп были уничтожены).
Пример. Образец заполнения журнала учета печатей и штампов ООО "Прогресс"
Журнал учета печатей и штампов
N п/пНаименование печати, штампа с назначениемОттиск печати (штампа)Ф.И.О., должность сотрудника, ответственного за использование печати, штампаПодпись сотрудника о получении печати, штампа; датаПодпись сотрудника при возврате печати, штампа; датаНомер акта об уничтожении печати, штампа; датаПримечание
12345678
11Печать для документовОттиск печатиО.В. Васильева, бухгалтерВасильева, 12.01.2022
22Штамп ("копия верна")Оттиск штампаИ.Г. Цветкова, специалист отдела кадровЦветкова, 16.08.2020Цветкова, 12.01.2022N 3 от 12.01.2022Штамп уничтожен
Хранить журнал учета печатей и штампов следует до ликвидации организации (ст. 163 Перечня, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236, п. 4.5 Инструкции, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 237).
Подготовлено на основе материала Л.В. Поповой ООО "Управляющая компания "КВС"
См. также: • Каков порядок введения новой печати в организации? • Каков порядок уничтожения печати в организации? • Как отразить в учете расходы на изготовление печатей и штампов?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!