Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Каковы особенности правового регулирования трудовых отношений моряков?

style="max-height: 50vh;">
Каковы особенности правового регулирования трудовых отношений моряков?


Правовое регулирование трудовых отношений с моряками предусматривает свою специфику, касающуюся приема моряков на работу и увольнения, режима рабочего времени, оплаты труда и др. Основные моменты рассмотрены в обосновании.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, в частности, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
Трудовые отношения членов экипажа судна регулируются ТК РФ, принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, включая КТМ РФ и уставы службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами (п. 1 ст. 57 КТМ РФ). В частности, Устав службы на морских судах утвержден Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224.

Особенности приема на работу моряков
Порядок приема на работу моряков особым образом не отличается от того, который предусмотрен для остальных категорий работников (гл. 11 ТК РФ).
При этом никто из членов экипажа судна не может быть принят на работу на судно без согласия капитана судна (п. 2 ст. 57 КТМ РФ).
В состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ (за исключением судна, зарегистрированного в Российском открытом реестре судов), наряду с гражданами РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста.
Условия, на которых иностранные граждане и лица без гражданства могут входить в состав экипажа судна, за исключением судна рыбопромыслового флота, определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в состав экипажа судна рыбопромыслового флота - федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в соответствии с законодательством РФ о привлечении и об использовании в РФ труда иностранных граждан и лиц без гражданства (п. п. 1, 2 ст. 56 КТМ РФ).
Трудовой договор с моряком должен содержать все условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ. Кроме того, существует примерная форма трудового договора, заключаемого работодателем (судовладельцем) и работником (моряком) для работы в составе экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, утвержденная Приказом Минтруда России от 20.01.2015 N 23н, однако она имеет только рекомендательный характер.
Кроме того, в отношении моряков действует Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве с поправками (MLC) (заключена в г. Женеве 23.02.2006) (далее - Конвенция). Сведения, которые должны содержаться в трудовом договоре с моряком, указаны в правиле 2.1 Конвенции.
В качестве особенности заключения трудового договора с моряками можно отметить, что в ст. 57 ТК РФ отсутствуют указания на необходимость указывать в трудовом договоре место жительства работника. Однако данные сведения следует отразить, так как они позволяют индивидуализировать сторону в связи с необходимостью указывать в трудовых договорах условия о репатриации моряков (ст. 58 КТМ РФ).
К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов (п. 1 ст. 54 КТМ РФ).
Необходимо учесть, что в связи с текущей эпидемиологической ситуацией в мире, обусловленной распространением коронавирусной инфекции, а также для бесперебойного функционирования международного судоходства, в случае невозможности, связанной с нахождением членов экипажа в рейсе, продлить в установленном порядке профессиональные дипломы, выданные Морской администрацией РФ, а также подтверждения о признании дипломов, выданных иностранным государством, квалификационные свидетельства, подтверждения к дипломам для работы на танкерах (нефтяных, газовозах, химовозах), свидетельства о квалификации судовых поваров и другие квалификационные документы, требуемые в соответствии с Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками, срок действия таких документов автоматически продлевается на три месяца. Квалификационные документы членов экипажей судов, срок действия которых истек или истекает, продлевается до 31.03.2022 включительно (Информация Минтранса России от 16.12.2021).
Лица, претендующие на допуск к работе на судне, обязаны пройти предварительный медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Перечень заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река - море) плавания, определен Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 742 (ст. 55 КТМ РФ).
В соответствии с правилом 1.2 Конвенции моряки не допускаются к работе на борту судна, если они не представят документ, удостоверяющий их пригодность по состоянию здоровья к выполнению своих обязанностей.
Отметим, что при смене экипажа морского (речного) судна вновь прибывшие члены экипажа до входа на судно должны предоставлять справку о проведении обследования на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) (методом ПЦР или на выявление антител IgG), полученную не более чем за 3 дня до прибытия на судно (Письмо Роспотребнадзора от 30.06.2020 N 02/13243-2020-27).
Помимо лиц, не прошедших медосмотра, к работе на судне не допускаются также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию (п. 4 ст. 57 КТМ РФ).
По соглашению сторон с членами экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река - море) плавания, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС), может заключаться срочный трудовой договор (абз. 10 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).
Трудовой договор может быть заключен в том числе на один рейс.
Заключение срочного договора с моряками признается правомерным, если он заключен на основе добровольного согласия работника и работодателя. Если в случае возникновения спора о правомерности заключения такого договора будет установлено, что он заключен работником вынужденно, суд должен применять правила договора, заключенного на неопределенный срок (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
При этом наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом, допущенным к работе на судне, может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке медицинский осмотр (п. 5 ст. 57 КТМ РФ).

Особенности оплаты труда моряков
Из положений ст. 57 КТМ РФ следует, что порядок оплаты труда членов экипажа судна определяется законодательством РФ о труде, КТМ РФ, уставами службы на судах, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а также соглашениями, коллективными договорами и трудовыми договорами. Положения о заработной плате моряков установлены также правилом 2.2 Конвенции.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч. 1 ст. 135, ч. 6 ст. 136 ТК РФ).
Следует отметить, что взамен суточных морякам судов заграничного плавания выплачиваются фиксированные выплаты в иностранной валюте, предельные размеры которых установлены Распоряжением Правительства РФ от 01.06.1994 N 819-р. Действие данного Распоряжения распространяется в том числе на членов экипажей научно-исследовательских судов РАН за время нахождения в заграничном плавании (Распоряжение Правительства РФ от 10.07.1995 N 946-р), судов заграничного плавания флота рыбной промышленности (Распоряжение Правительства РФ от 03.11.1994 N 1741-р), судов загранплавания речного флота (Распоряжение Правительства РФ от 25.10.1994 N 1685-р).
Однако трудовым законодательством РФ правовая природа суточных выплат морякам не определена. Исходя из смысла ст. 166 ТК РФ работа членов экипажей судов не может быть признана служебной командировкой, так как она носит разъездной характер. Поэтому полагаем, что указанная выплата не может быть признана возмещением командировочных расходов и является по сути доплатой к заработной плате за особые условия труда.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха моряков
Режим рабочего времени и времени отдыха членов экипажей морских судов и судов смешанного (река - море) плавания помимо ТК РФ регулируется Положением, утвержденным Приказом Минтранса России от 20.09.2016 N 268. Данное Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха лиц, работающих в любом качестве или занятых на любой штатной должности в составе экипажа морского судна или судна смешанного (река - море) плавания в соответствии с трудовым договором, заключенным с судовладельцем (работодателем), и внесенных в судовую роль морских судов и судов смешанного (река - море) плавания, плавающих под Государственным флагом РФ.
Кроме того, режиму труда и отдыха посвящено правило 2.3 Конвенции, которым, в частности, устанавливается продолжительность рабочего времени и времени отдыха.
Стоит отметить, что на морском транспорте нередко случаются простои ввиду отсутствия рейсов. А на работодателя возлагается обязанность предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Наличие (отсутствие) вины сторон трудового договора в возникновении простоя при отсутствии рейсов как критерия размера оплаты времени, в течение которого приостанавливается работа, может быть установлено только исходя из фактических обстоятельств конкретной ситуации. В спорной ситуации окончательное решение по этому вопросу может принять только суд с учетом всей совокупности фактических обстоятельств.
Если отсутствие рейсов возникает вследствие причин, не зависящих от работодателей и работника, то время простоя оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. При этом в ЛНА работодателя выплаты могут предусматриваться в большем размере (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).
Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Время простоя необходимо оформить приказом, в котором следует указать причины, продолжительность простоя и порядок его оплаты. Для правильной оплаты времени простоя необходимо достоверно зафиксировать время его начала и окончания. Это можно сделать путем оформления актов о простое, приказа об объявлении простоя, табеля учета рабочего времени с отметками периода простоя.
В рассматриваемом случае в табеле время простоя будет оформляться либо по вине работодателя (кодом "РП" или "31"), либо по причинам, не зависящим от работника и работодателя (кодом "НП" или "32").

Удостоверение личности моряка и мореходная книжка
Удостоверение личности моряка является документом, удостоверяющим личность лица, трудящегося по найму, занятого или работающего в любом качестве на борту морского судна (за исключением военного корабля), морского судна рыбопромыслового флота, а также судна смешанного (река - море) плавания, которые используются для целей торгового мореплавания. Получить его могут граждане РФ, в том числе учащиеся учебных заведений при направлении на суда для прохождения плавательной практики, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ (ст. 55.1 КТМ РФ, п. п. 2, 3 Положения об удостоверении личности моряка, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 628 (далее - Положение об удостоверении личности моряка), Постановление Правительства РФ от 29.08.2007 N 546).
Для получения удостоверения личности моряка необходимо обратиться с анкетой-заявлением и необходимыми документами в Росморречфлот либо в находящиеся в его ведении федеральные государственные учреждения или к капитанам морских портов по установленному Перечню, утвержденному Приказом Минтранса России от 13.06.2013 N 210. За выдачу удостоверения уплачивается госпошлина (п. п. 4, 8 Положения об удостоверении личности моряка, Инструкция о порядке применения положения об удостоверении личности моряка, утв. Приказом Минтранса России от 19.12.2008 N 213, п. 1, пп. 5.4.1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 371, п. 20 Административного регламента, утв. Приказом Минтранса России от 12.12.2013 N 460, пп. 3 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).
Удостоверение личности моряка не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет выезд из РФ и въезд в РФ. В качестве такового используется, в частности, загранпаспорт (ст. 7 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", п. 2 Положения об удостоверении личности моряка).
У каждого члена экипажа морского судна, плавающего под Государственным флагом РФ, при выходе на судне в море в качестве подтверждения занятия должности на борту этого судна должна быть мореходная книжка. Мореходная книжка является документом, содержащим сведения о работе моряка в качестве члена экипажа морского судна. При этом она не заменяет трудовую книжку, предусмотренную ст. 66 ТК РФ, или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные ст. 66.1 ТК РФ (п. п. 1, 5, 6 Положения о мореходной книжке, утв. Постановлением Правительства РФ N 628 (далее - Положение о мореходной книжке)).
Мореходная книжка всегда находится у моряка, за исключением случаев, когда с письменного согласия моряка она хранится у капитана судна (п. 13 Положения о мореходной книжке).
Порядок оформления, выдачи и ведения мореходной книжки, перечень документов, необходимых для ее оформления, утверждены Приказом Минтранса России от 19.12.2008 N 214 "Об утверждении Порядка оформления, выдачи и ведения мореходной книжки".

Подготовлено на основе материала
В.И. Неклюдова
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!