Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Как учитывается в бухгалтерском учете и в целях налогообложения раздача рекламных листовок, брошюр?

style="max-height: 50vh;">
Как учитывается в бухгалтерском учете и в целях налогообложения раздача рекламных листовок, брошюр?


В бухгалтерском учете расходы на изготовление и распространение рекламных листовок, брошюр признаются в составе расходов на продажу. Предварительно листовки приходуются в состав запасов.
В целях налога на прибыль расходы на изготовление листовок и брошюр не нормируются.
Рекламные листовки и брошюры не признаются товаром в целях налогообложения НДС, операции по их распространению не облагаются НДС. Право на вычет "входного" НДС с их стоимости является спорным.
Изготовление и раздача листовок, брошюр, иной печатной продукции неопределенному кругу лиц с целью привлечения внимания к продукции, логотипу организации признаются рекламой (п. п. 1 - 3 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе").

Бухгалтерский учет
Расходы организации на рекламу в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности и отражаются в составе расходов на продажу по дебету счета 44 (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Рекламные листовки, брошюры учитываются в составе запасов (п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы", утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
Поступление от изготовителя рекламных листовок, брошюр и их списание отражаются в бухгалтерском учете следующим образом (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
Дт 10 "Материалы" Кт 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - приняты к учету листовки и брошюры (на основании договора, товарной накладной);
Дт 44 "Расходы на продажу" Кт 10 "Материалы" - списаны розданные листовки и брошюры.
Раздача листовок может осуществляться работниками организации либо подрядной организацией. В первом случае подтверждающими документами раздачи листовок могут быть отчет о проведении рекламного мероприятия или акт о списании ТМЦ. Во втором случае - договор, акт выполненных работ (оказанных услуг) или отчет.

Налог на прибыль
В целях налогового учета расходы на изготовление рекламных листовок, брошюр прямо указаны в абз. 4 п. 4 ст. 264 НК РФ как ненормируемые расходы на рекламу. Следовательно, они учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полном объеме (п. 4 ст. 264 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.10.2011 N 03-03-06/2/157).
В отношении расходов на распространение листовок и брошюр существует две точки зрения.
С одной стороны, поскольку в НК РФ в составе ненормируемых расходов указаны только расходы на изготовление, расходы на распространение листовок и брошюр являются нормируемыми и признаются в составе прочих расходов в размере не более 1% от выручки от реализации (без НДС) (п. 4 ст. 264 НК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 09.03.2016 N Ф06-6351/2016 по делу N А06-3246/2015). При этом если листовки распространяются работниками организации, то расходы на их распространение могут быть учтены в составе расходов на оплату труда.
С другой стороны, в Письмах от 12.08.2016 N 03-03-06/1/42279, N 03-03-06/1/47279 Минфин России указывает, что расходы на распространение указанных видов рекламной продукции также учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат.

НДС
Распространение рекламных материалов, которые не отвечают признакам товара (не предназначены для самостоятельной реализации - листовки, брошюры), объектом налогообложения по НДС не является независимо от величины расходов на приобретение (создание) этих рекламных материалов (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Следовательно, "входной" НДС со стоимости изготовленных листовок к вычету налогоплательщиком не принимается, а учитывается в стоимости (пп. 1, 4 п. 2 ст. 170, п. 2 ст. 171 НК РФ, Письма Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, от 19.12.2014 N 03-03-06/1/65952).
Однако, по мнению Верховного Суда РФ, гл. 21 НК РФ не содержит положений, препятствующих принятию к вычету сумм НДС по рекламным материалам, а положения пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ в любом случае не применяются к ситуациям, когда розничным покупателям передаются рекламные материалы, не имеющие потребительской ценности (не способные служить предметом личного потребления) - не предназначенные для розничной продажи в качестве отдельных товаров и, соответственно, не способные сформировать самостоятельный объект налогообложения помимо реализации товаров, работ и услуг, издержки на рекламу которых понесены налогоплательщиком (п. 36 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020)).
При решении вопроса о принятии к вычету НДС по приобретенной налогоплательщиком рекламной продукции значение имеют то обстоятельство, являются ли объектами рекламирования конкретные товары (работы, услуги), реализуемые налогоплательщиком с уплатой НДС, и (или) в целом деятельность налогоплательщика, в рамках которой им осуществляются облагаемые налогом операции с объектами рекламирования (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.12.2019 N 301-ЭС19-14748 по делу N А43-5424/2018).
Иными словами, если листовки и брошюры содержат информацию о товарах (работах, услугах), реализация которых облагается НДС, значит, они также используются в операциях, облагаемых НДС. В этом случае налог принимается к вычету в общем порядке.

Подготовлено на основе материала
С.А. Карабаш
ООО АУДИТ "ОПТИМА ГРУПП"



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!