Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Вопрос: Какие приказы должны быть в организации и какие лица вправе их подписывать?

style="max-height: 50vh;">
Какие приказы должны быть в организации и какие лица вправе их подписывать?


В организации должны быть приказы о личном составе, об основной деятельности, об административно-хозяйственных вопросах. Приказы вправе подписать руководитель организации, а также иное уполномоченное лицо со ссылкой на документ, предоставляющий такое право.
Несмотря на то что определения понятия "приказ" в законодательстве не содержится, на практике под приказом принято понимать распорядительный акт руководителя органа государственного управления / государственного учреждения либо организации, содержащий обязательные для работников установки.
Также зачастую слово "приказ" употребляется в качестве синонима слова "распоряжение" работодателя применительно к конкретному работнику. Так, работодатели издают приказы, в частности, о приеме на работу, о переводе на другую работу, о прекращении трудового договора, о применении дисциплинарного взыскания и др. (см., например, ст. ст. 68, 84.1, 193 ТК РФ).
При соотнесении понятий приказа и локального нормативного акта (далее - ЛНА) следует учесть, что ЛНА принято считать внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное применение и устанавливающий правила поведения (права и обязанности) самого работодателя, всех или отдельных категорий его работников в части, не урегулированной трудовым законодательством. ЛНА, как правило, утверждается приказом руководителя. Приказы - например, о приеме на работу, предоставлении отпуска, и другие документы однократного применения или касающиеся одного работника, ЛНА не являются.
Количество направлений приказов каждая организация устанавливает себе самостоятельно. При этом целесообразно отталкиваться от общепринятой практики, с тем, чтобы работники быстро ориентировались, для каких целей издается тот или иной приказ.

Категории приказов
В каждой организации, вне зависимости от сферы деятельности, имеется несколько категорий приказов.
Сюда входят приказы (см. Перечень, утв. Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236 (далее - Перечень)):
• об административно-хозяйственных вопросах (ст. 19 Перечня).
В качестве примера можно обозначить следующие тематические группы приказов об административно-хозяйственных вопросах: об эксплуатации зданий (помещений, строений), приказы о вопросах транспортного обслуживания, внутренней связи;
• об основной (профильной) деятельности (ст. 19 Перечня). Как указано в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. Приказом Росархива от 11.04.2018 N 44), приказы об основной деятельности издаются в том числе в целях осуществления управленческой деятельности, вытекающей из функций и задач организации (п. 3.19). К данной категории приказов, например, относятся приказы об утверждении / введении в действие, изменении локальных нормативных актов, о создании (реорганизации, ликвидации) и регулировании деятельности структурных (обособленных) подразделений организации, о проведении мероприятий по решению производственных вопросов и др.;
• о личном составе (ст. 434 Перечня) (о приеме, переводе, перемещении, совмещении, совместительстве, увольнении, оплате труда, отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения зарплаты, о ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, о направлении в командировку работников, о дисциплинарных взысканиях и т.д.).

Лица, имеющие право подписи приказов
Издание и подписание приказов от имени организации входят в полномочия единоличного исполнительного органа (ст. 53 ГК РФ, п. 4 ст. 32, ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Вместе с тем приказ может подписать не только руководитель организации, но и уполномоченное лицо со ссылкой на документ, предоставляющий такое право (например, приказ и/или доверенность).
В случае оформления приказа о праве подписи необходимо учесть, что он не имеет срока действия и изменяется по мере необходимости. В приказе достаточно указать категории документов, подписанта (подписантов) с указанием фамилии, имени, отчества, должности, а также желательно привести образец подписи ответственного лица.
При этом, несмотря на то что формальных оснований для выдачи доверенности в рассматриваемой ситуации нет, поскольку трудовое законодательство не содержит такого требования, а положения ст. 185 ГК РФ в силу ст. 5 ТК РФ не являются обязательными для выдачи соответствующей доверенности при передаче полномочий на подписание кадровых документов, такую доверенность можно выдать с целью избежать возможного оспаривания и признания незаконными кадровых приказов.

Подготовлено на основе материала
Л.В. Поповой
ООО "Управляющая компания "КВС"



style="max-height: 50vh;">
Вопросы  труда, занятости  и отдыха населения:
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!