Вопрос: Каков порядок привлечения к работе в нерабочие дни?
style="max-height: 50vh;">
Каков порядок привлечения к работе в нерабочие дни?
Порядок привлечения к работе в нерабочие дни ТК РФ не установлен, но может устанавливаться нормативно-правовым актом, которым соответствующие дни объявлены нерабочими. Также можно воспользоваться разъяснениями официальных органов. Как правило, для привлечения работников к работе в нерабочие дни работодателем оформлялся локальный нормативный акт. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется, в частности, трудовым законодательством, состоящим из ТК РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права, а также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, включая Указы Президента РФ (ч. 1 ст. 5 ТК РФ). ТК РФ предусматривает, что к видам времени отдыха относятся, в частности, выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) и нерабочие праздничные дни (ст. 107 ТК РФ). Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных в ТК РФ (ч. 1 ст. 113 ТК РФ). В целях недопущения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), укрепления здоровья граждан РФ с 30.10.2021 по 07.11.2021 включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п. 1 Указа Президента РФ от 20.10.2021 N 595 (далее - Указ N 595)). Кроме того, высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ вправе были установить дополнительные нерабочие дни до 30.10.2021 и (или) продлить их после 07.11.2021 с сохранением за работниками заработной платы (п. 2 Указа N 595). Так, в г. Москве нерабочие дни были установлены с 28.10.2021 по 07.11.2021 включительно (п. 40 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N 68-УМ). При этом нерабочие дни не относятся к выходным или нерабочим праздничным дням (ст. ст. 111, 112 ТК РФ). Главное отличие нерабочих дней от выходных и нерабочих праздничных дней заключается в том, что они устанавливаются не ТК РФ. При этом порядок привлечения к работе в нерабочие дни, продолжительность рабочего времени в эти дни, порядок их оплаты и другие условия могут быть установлены нормативно-правовым актом, которым соответствующие дни объявлены нерабочими (ст. ст. 92, 107, 113, 153 ТК РФ и др.). Также работодатель вправе для решения вопроса воспользоваться разъяснениями официальных органов. Разъяснения и (или) рекомендации относительно порядка привлечения работников к работе в нерабочие дни, установленные Указом N 595, отсутствуют. Однако, по нашему мнению, можно было воспользоваться разъяснениями, которые были изданы в отношении аналогичных ранее установленных нерабочих дней. Так, например, в целях сохранения тенденции сокращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 04.05.2021 по 07.05.2021 включительно также были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п. 1 Указа Президента РФ от 23.04.2021 N 242 (далее - Указ N 242)). Указ N 242 не содержит указаний о том, что режим нерабочих дней не распространялся на отдельные категории работодателей, однако организации (работодатели) самостоятельно определяли численность и состав работников, необходимых для обеспечения их функционирования, включая возможность работы дистанционно. Указанные решения должны были быть оформлены локальным нормативным актом организации (работодателя). Работники могли работать дистанционно, если трудовые обязанности и организационно-технические условия работы это позволяли. При этом работники, которые продолжали осуществлять трудовую деятельность, должны были руководствоваться соответствующими методическими рекомендациями по профилактике новой коронавирусной инфекции, изданными Минздравом России и Роспотребнадзором (п. 1 Информации Минтруда России). Наличие в мае 2021 г. нерабочих дней не являлось основанием для снижения заработной платы работникам. В этих целях работникам, труд которых оплачивается сдельно, за указанные нерабочие дни должно было выплачиваться соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Работникам, на которых распространялся Указ N 242, нужно было выплатить заработную плату, предусмотренную трудовым договором, в том же размере, если бы работник полностью отработал нерабочие дни - выполнил норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате. Заработную плату следовало выплачивать в сроки, установленные организацией (работодателем). В нерабочие дни работники должны были получить заработную плату не позже установленных в организации (у работодателя) дат (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Если срок выплаты заработной платы совпадал с нерабочими днями, рекомендуется выплатить заработную плату до их начала. Оплата труда работникам, обеспечившим с 04.05.2021 по 07.05.2021 функционирование организаций, должна была производиться в обычном, а не повышенном размере. При этом повышенная оплата работающим могла быть установлена работодателем самостоятельно. Оплата труда работникам за работу с 01.05.2021 по 03.05.2021 и с 08.05.2021 по 10.05.2021 должна была производиться по правилам ст. 153 ТК РФ (п. 2 Информации Минтруда России). Руководители организаций в период нерабочих дней с 04.05.2021 по 07.05.2021 обязаны были обеспечить на вверенных им объектах соблюдение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, промышленной, транспортной безопасности, а также иных обязательных требований, норм и правил (п. 5 Информации Минтруда России). Необходимо учесть, что особенности привлечения к работе в период нерабочих дней могут быть установлены субъектом РФ. Так, в г. Москве помимо дополнительных нерабочих дней Указом N 68-УМ было установлено, в частности, на кого не распространяются ограничения, что организации и индивидуальные предприниматели вправе сохранить присутствие на соответствующих территориях, в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них) лиц, обеспечивающих охрану и содержание указанных объектов, а также поддержание процессов, которые не могут быть приостановлены с учетом их технологических особенностей, лиц, обеспечивающих начисление и выплату заработной платы (п. 40.1 Указа N 68-УМ).
Подготовлено на основе материала И.И. Дудоладова, советника государственной гражданской службы РФ 1 класса Федеральная служба по труду и занятости
См. также: Вправе ли работодатель привлечь к работе в выходные и праздничные дни?
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved. При использовании материалов сайта активная гипер ссылка обязательна!