(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
(наименование должности)
00.00.0000 N 000
(подпись) (инициалы, фамилия)
Реставратора предметов декоративно-прикладного искусства 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства является рабочим <1> и подчиняется непосредственно _________________ _______________ (наименование должности/профессии руководителя).
1.2. Для работы реставратором предметов декоративно-прикладного искусства принимается лицо:
1) имеющее среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена;
2) имеющее стаж работы по профилю подготовки не менее одного года.
1.3. К работе в должности реставратора предметов декоративно-прикладного искусства допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.4. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства должен знать:
1) законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты по вопросам сохранения и развития культурного наследия народов Российской Федерации;
2) технологию реставрационных работ и их последовательность;
3) различные виды обработки металлов и их сплавов, рецептуру приготовления припоев, флюсов;
4) современные художественно-эстетические требования, предъявляемые к художественным изделиям из металла;
5) методы и способы химико-термической обработки металла, паяльных, кузнечных и полировальных работ по металлу;
6) способы изготовления макетов;
7) принципы соединения в художественных изделиях из металла (ритм, форма, орнамент, цвет);
8) различные виды обработки дерева, их свойства;
9) методы и способы обработки дерева;
10) требования, предъявляемые к качеству реставрации художественных изделий из дерева;
11) основные виды тканей, гобеленов, ковров и переплетений в них;
12) технологические особенности выработки тканей простых структур;
13) способы создания точных рисунков и структур тканей без спускного ремиза;
14) виды пряжи, применяемой при реставрации;
15) приемы штопки и паласной техники изготовления гобеленов и ковров;
16) приемы и способы реставрации ковров и гобеленов машинной выработки; виды переплетений;
17) технологические особенности тканей ручной выработки типа "штоф" и "брокатель" при создании точных рисунков этих тканей;
18) способы органолептической оценки плотности ковров, гобеленов, ткани; разновидности швов и шитья, включая древнерусские;
19) технологию общей очистки тканей с шитьем и другими украшениями от загрязнений, клея, следов моли и жучка, дезинсекции;
20) виды и свойства красителей; методы тонирования дублировочного материала, ниток, комбинирования и дублирования ткани и кружев иглой и клеем, раскрытия тканей от позднейших наслоений шитья;
21) способы восстановления различных рисунков шитья, вышивок, золотого и серебряного шитья;
22) требования, предъявляемые к качеству реставрации ковров;
23) правила построения орнамента;
24) основы сочетания нескольких цветов;
25) термообработку и заточку применяемых инструментов;
26) правила приготовления специальной массы для рельефного тиснения;
27) способы выявления естественной выразительности кожи;
28) технологический процесс изготовления переплетов;
29) технические свойства кожи; свойства применяемых материалов; правила взаимодействия;
30) технологию выполнения граверных и филигранных работ, огранки алмазов с бриллиантами и огранки вставок в ювелирных и художественных изделиях;
31) способы крепления и монтировки драгоценных камней;
32) технологию реставрации ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней;
33) технологию сборки и обработки художественных изделий из драгоценных металлов;
34) технологию орнаментального художественного оформления росписью изделий по металлу;
35) технологию закрепления и монтировки драгоценных металлов и всех видов вставок;
36) технологию выполнения орнамента под эмаль;
37) технологию реставрации и ремонта художественных и ювелирных изделий;
38) технологию сборки высокохудожественных изделий с художественной росписью изделий из металла;
39) приемы художественной резьбы по кости и рогу особо сложных по форме художественных изделий;
40) способы подготовки и отцепки кости и рога для художественной резьбы;
41) правила установки и заточки применяемого инструмента;
42) свойства кости и рога;
43) приемы ажурной, плоскорельефной, объемной художественной резьбы по кости и рогу;
44) приемы художественной резьбы многофигурных художественных изделий с применением специальных приспособлений и оборудования;
45) традиционные приемы художественной резьбы по кости и рогу при изготовлении художественных изделий;
46) _________________ ____________________ (другие требования к необходимым знаниям).
1.5. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства должен уметь:
1) применять химико-термическую обработку металла, паяльные, кузнечные и полировальные работы по металлу;
2) владеть методами монтажа изделий с помощью клепки, штифтов и резьбовых соединений, склеивания деталей, гравирования изделий и покрытия их эмалью, приготовления клеев по заданной рецептуре;
3) применять новые технологии при реставрации художественных изделий;
4) владеть методами выявления дефектов художественно-декоративных изделий из металла и анализа их последствий;
5) разрабатывать новые технологии при создании макетов произведений;
6) разрабатывать и согласовывать акт возврата предметов, принятых на временное хранение на экспертизу фондово-закупочной комиссии;
7) применять соответствующую технологию удаления нестойких креплений на предметах с незначительными повреждениями поверхности и укреплять основы методом пропитки клеевыми растворами;
8) владеть методами очистки прямых и криволинейных поверхностей до основы левкаса;
9) владеть методами выявления дефектов, ликвидируя сквозные трещины, сколы, глубокие вмятины мастиками и древесиной;
10) владеть технологией устранения вздутия и отставания фанеровки на плоскости, замены шипов и изготовления фрагментов рельефной резьбы, элементов паркета геометрических форм;
11) применять справочные материалы для восстановления рисунка утрат цветного набора (маркетри), гравировки по заданному рисунку, вкладывая рисунок из других материалов, полировки шеллачной политурой;
12) владеть методами изготовления недостающих фрагментов произведений из дерева в материале подлинника, способами реконструкции произведений по утвержденному аналогу, рисункам;
13) воссоздавать миниатюрные произведения из твердых пород дерева, орнаментованной резьбы, маркетри, интарсии, предметов с инкрустацией, наборных паркетов из различных пород древесины с растительным орнаментом, имеющих отделку из различных материалов, позолоту, с резьбой, на основании различных документов, чертежей, эскизов и лабораторных исследований;
14) разрабатывать предложения по реконструкции изделий по аналогам, архивным материалам, фотографиям, стилевым особенностям, лабораторным исследованиям;
15) владеть способами выявления дефектов и дублирования истлевших образцов по аналогам, архивным материалам, фотографиям, стилевым особенностям, лабораторным исследованиям;
16) владеть методами реставрации и консервирования ткани и гобеленов, включая уникальные и археологические экспонаты, с выполнением особо сложных работ;
17) разрабатывать и согласовывать акты возврата предметов, принятых на временное хранение при проведении реставрации предметов;
18) применять справочные материалы в подготовке сопроводительных документов для возврата предмета собственнику после реставрации предмета;
19) владеть специальными технологиями устранения мелких дефектов кожи;
20) применять современные методы технологии для раскрашивания орнамента с подбором колера и оплетения изделий сложным плетением;
21) владеть методами изготовления с тиснением или резьбой сложных орнаментальных композиций по собственным эскизам;
22) применять средства для изготовления специальной массы для рельефного тиснения, нанесения ее на картон, оклеивания кожей;
23) применять современные технологии по изготовлению плоского тиснения вручную или резьбы по коже сложных композиций и раскраски их с подбором колера, изготовлению переплетов;
24) вырезать из картона для выпуклого рельефа несложные узоры;
25) изготавливать специальную массу для рельефного тиснения, нанесения ее на картон, оклеивания кожей;
26) изготавливать плоское тиснение вручную или резьбу по коже сложных композиций и раскрашивать их с подбором колера;
27) изготавливать художественные и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней с выполнением граверных и филигранных работ, закреплением и монтировкой драгоценных металлов и всех видов вставок;
28) владеть методами выполнения граверных и филигранных работ, огранки алмазов с бриллиантами и огранки вставок в ювелирные и художественные изделия;
29) применять соответствующую технологию закрепления и монтирования драгоценных камней;
30) применять средства для реставрирования ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней;
31) применять передовой опыт при изготовлении новых образцов и реставрировании ювелирных украшений из драгоценных металлов и камней;
32) владеть методами и новыми технологиями при выполнении художественной росписи на изделиях из металла;
33) применять соответствующую технологию при реставрации художественных изделий с росписью из металла;
34) применять справочные материалы при реставрировании сложных по форме художественных изделий: объемные скульптуры, сюжетные композиции в ажурной и рельефной технике по образцам и эскизам различной сложности исполнения из кости и рога;
35) применять соответствующую технологию при реставрировании выставочных и уникальных художественных изделий с плоскорельефной, объемной резьбой и многофигурных художественных изделий по образцам и эскизам художественной резьбы по кости и рогу;
36) применять передовой опыт при изготовлении новых образцов и реставрировании украшений из кости и рога;
37) владеть методами и новыми технологиями при выполнении изделий с художественной резьбой, гравировкой по кости и рогу;
38) _________________ _________________________ (другие требования к необходимым умениям).
1.6. _________________ ________________________ (другие общие положения).
2. Трудовые функции
2.1. Реставрация произведений искусства:
1) реставрация произведений искусства из металла;
2) реставрация произведений искусства из дерева;
3) реставрация произведений искусства из текстиля;
4) реставрация произведений искусства из кожи;
5) реставрация произведений искусства из драгоценных металлов и камней;
6) реставрация произведений искусства из кости и рога.
2.2. _________________ _______________ (другие функции).
3. Обязанности
3.1. Перед началом рабочего дня реставратор предметов декоративно-прикладного искусства:
1) получает производственное задание;
2) проходит инструктаж по охране труда;
3) _________________ _______________________ _______________.
3.2. В течение рабочего дня реставратор предметов декоративно-прикладного искусства выполняет следующие обязанности в рамках трудовых функций:
3.2.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) производит химико-термическую обработку металла, паяльные, кузнечные и полировальные работы по металлу;
2) осуществляет подготовку и монтаж изделий с помощью клепки, штифтов и резьбовых соединений, склеивание деталей, гравировку изделий и покрытие их эмалью, подготовку клеев по заданной рецептуре;
3) выполняет реставрацию художественных изделий;
4) производит сборку и отделку художественно-декоративных изделий из металла;
5) разрабатывает макеты произведений искусства;
6) осуществляет патинирование и тонирование произведений и установку их на место;
7) подготавливает акты, регистрирует акты возврата предметов, принятых на временное хранение на экспертизу фондово-закупочной комиссии, в журнале регистрации актов возврата предметов собственнику.
3.2.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет реставрацию и консервацию произведений из дерева с выполнением простых работ;
2) выполняет работу по удалению слоя отделочного лака с мебели, старых реставрационных заделок, мастик;
3) выполняет дезинфекцию и дезинсекцию предметов, пораженных плесневыми грибками, водорослями, насекомыми;
4) ведет работу по устранению несквозных трещин и вмятин;
5) осуществляет шлифовку ровных поверхностей мебели;
6) производит фанеровку воском и лаком незначительных участков утрат с подбором текстуры и цвета, используя подготовленную мастику и клей, по разработанной рецептуре;
7) производит очистку поверхности от лишайников и водорослей, окрашенных и жировых пятен;
8) выполняет сборку и склейку сохранившихся фрагментов скульптуры и резных рельефов, разбитых на небольшое количество деталей;
9) производит сборку недостающих фрагментов декоративно-орнаментальной, плоской резьбы и отдельных частей конструкций: крепление, вязка в предметах мебели и художественного паркета.
3.2.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) выполняет реставрацию и консервацию ткани, гобеленов и ковров;
2) производит реставрацию несложных рисунков народных вышивок на тканях, в заправках которых не использовался спускной ремиз с хорошей сохранностью образца или аналога;
3) подготавливает дублировочный материал;
4) выполняет дезинфекцию тканей, гобеленов и ковров со стойкими красителями: очистку от легко удаляемых загрязнений, выведение пятен ржавчины, жировых, восковых пятен, удаление заплат, шнуров и следов ранних реставраций и обновлений;
5) производит отделку участков ворсовой части с прокладкой нитей основы и паласной части с прокладкой нитей основы и утка, с подбором пряжи для штопки;
6) выполняет реставрацию различных рисунков шитья и украшений народных вышивок от позднейших наслоений лицевого шитья, шитья золотом;
7) производит упаковку, транспортировку и хранение изделий из тканей, гобеленов и ковров;
8) регистрирует в акте о возврате предметы, принятые на временное хранение, при проведении реставрации предметов, в журнале регистрации актов возврата.
3.2.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1. настоящей инструкции:
1) изготавливает из кожи художественные изделия средней сложности, форм с тиснением по собственным композициям, сложных рисунков и орнаментов в народных традициях;
2) создает художественную резьбу по коже вручную;
3) выполняет раскраску орнамента с подбором колера;
4) производит оплетку изделия сложным плетением;
5) подготавливает с тиснением или резьбой сложные орнаментальные композиции по собственным эскизам;
6) производит заготовку специальной массы для рельефного тиснения, нанесения ее на картон, оклеивание кожей;
7) подготавливает плоское тиснение вручную или резьбы по коже сложных композиций и раскраску их с подбором колера;
8) изготавливает переплеты;
9) составляет акт возврата предметов, принятых на временное хранение, при проведении экспертизы предметов.
3.2.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет реставрацию и консервирование работ различной степени сложности музейных предметов, особо ценных и уникальных произведений искусства высокой художественной и исторической ценности;
2) подготавливает высокохудожественные изделия в традициях народных художественных промыслов, ювелирных и художественных изделий из драгоценных металлов и камней;
3) разрабатывает ажурно-филигранные изделия, орнаментацию под эмаль, чеканку металлических изделий по рисункам и композициям, вязку полотна цепочек с изготовлением корпуса замка к ним;
4) производит реставрацию и выполняет ювелирные украшения из драгоценных металлов и камней.
3.2.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) производит реставрацию и консервацию работ различной степени сложности музейных предметов, особо ценных и уникальных произведений искусства высокой художественной и исторической ценности;
2) выполняет монтировку, сборку изделий, крепление деталей, склейку деталей и узлов изделий;
3) производит резьбу с учетом сохранения художественных достоинств и декоративных качеств применяемых материалов в художественной резьбе по кости и рогу.
3.3. В конце рабочего дня реставратор предметов декоративно-прикладного искусства:
1) сдает установленную отчетность;
2) производит осмотр (самоосмотр);
3) сдает смену;
4) _________________ ___________________ (другие обязанности).
3.4. В рамках выполнения своих трудовых функций реставратор предметов декоративно-прикладного искусства:
1) исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
2) бережно относится к сохранности традиций;
3) соблюдает этику делового общения;
4) соблюдает законодательство Российской Федерации, принятые этические нормы;
5) поддерживает достоинство и честь своей профессии;
6) участвует в информационной и научно-методической работе учреждений культуры и искусств, в организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников культуры.
3.5. _________________ _________________ (другие положения об обязанностях).
4. Права
4.1. При выполнении своих трудовых функций и обязанностей реставратор предметов декоративно-прикладного искусства обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.
4.2. _________________ ______________________ (другие положения о правах работника).
5. Ответственность
5.1. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
5.2. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
5.3. Реставратор предметов декоративно-прикладного искусства за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
5.4. _________________ ______________________ (другие положения об ответственности).
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта "Специалист по техническим процессам художественной деятельности", утвержденного Приказом Минтруда России от 08.09.2014 N 611н, с учетом _________________ _______________ (реквизиты локальных нормативных актов организации).
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ______________________ (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом).
6.3. _________________ _______________________ _____________.
--------------------------------
Информация для сведения:
<1> Возможные места работы: в художественных школах, студиях; художественных студиях; центрах и домах творчества; профессиональных образовательных организациях; образовательных организациях высшего образования.