_________________ __________________
(наименование организации)
УТВЕРЖДАЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ
ИНСТРУКЦИЯ _________________ _______________
(наименование должности)
00.00.0000 N 000 _________________ ______________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Машиниста дизель-поезда 00.00.0000
1. Общие положения
1.1. Машинист дизель-поезда является рабочим и подчиняется
непосредственно _________________ _______________________ _____________.
(наименование должности/профессии руководителя)
1.2. Для работы машинистом дизель-поезда принимается лицо:
1) имеющее среднее общее образование и профессиональное обучение - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;
2) имеющее опыт работы не менее двух лет в качестве действующего помощника машиниста моторвагонного подвижного состава;
3) имеющее свидетельства: класса квалификации, на право управления моторвагонным подвижным составом соответствующего типа;
4) имеющее удостоверение о группе электробезопасности не ниже третьей.
1.3. К работе в должности машиниста дизель-поезда (или: машиниста рельсового автобуса, машиниста электропоезда) допускается лицо, прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.4. Машинист дизель-поезда должен знать:
1) нормативно-технические и руководящие документы по управлению моторвагонным подвижным составом соответствующего типа и его ведению;
2) устройство, технические характеристики моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
3) устройство тормозов и технологию управления тормозами моторвагонного подвижного состава;
4) профиль железнодорожного пути, путевые знаки, максимально допустимую скорость движения, установленную локальным нормативным актом на обслуживаемом участке железнодорожного пути;
5) правила сцепки и расцепки моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
6) режимы экономного расходования электроэнергии, топлива;
7) правила технической эксплуатации железных дорог в объеме, необходимом для выполнения работ;
8) технико-распорядительные акты обслуживаемых железнодорожных станций, участков;
9) порядок работы и эксплуатации устройств автоматики и связи;
10) правила пользования тормозными башмаками;
11) график движения поездов обслуживаемого участка;
12) особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, в объеме, необходимом для выполнения работ;
13) нормативно-технические и руководящие документы по выполнению работ по техническому обслуживанию моторвагонного подвижного состава в пути следования;
14) устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
15) технические характеристики моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
16) устройство тормозов моторвагонного подвижного состава и технологию управления ими;
17) нормативно-технические и руководящие документы по приемке (сдаче), экипировке, подготовке к работе моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
18) правила проведения текущего ремонта и технического обслуживания моторвагонного подвижного состава соответствующего типа в процессе эксплуатации;
19) электротехнику в части, касающейся управления моторвагонным подвижным составом, технического обслуживания моторвагонного подвижного состава;
20) нормативно-технические и руководящие документы по устранению неисправностей на моторвагонном подвижном составе соответствующего типа, возникших в пути следования;
21) порядок содержания моторвагонного подвижного состава и ухода за моторвагонным подвижным составом соответствующего типа в процессе эксплуатации;
22) способы выявления и устранения неисправностей в работе электрического, пневматического, гидравлического и механического оборудования моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
23) правила применения средств индивидуальной защиты;
24) требования охраны труда, пожарной безопасности и электробезопасности при выполнении работ по техническому обслуживанию моторвагонного подвижного состава в пути следования;
25) _________________ _______________________ _____________________.
(другие требования к необходимым знаниям)
1.5. Машинист дизель-поезда должен уметь:
1) выполнять операции по управлению моторвагонным подвижным составом и его ведению согласно технологии выполняемых работ;
2) подавать сигналы при выполнении работ по управлению моторвагонным подвижным составом и его ведению;
3) визуально определять состояние пути, устройств СЦБ и связи, контактной сети, встречных поездов по маршруту следования моторвагонного подвижного состава;
4) определять техническое состояние моторвагонного подвижного состава по показаниям контрольно-измерительных приборов при выполнении работ по управлению моторвагонным подвижным составом и его ведению;
5) применять информацию, полученную по показаниям сигналов светофоров, сигнальных знаков, указателей в процессе движения моторвагонного подвижного состава, сигналов, подаваемых работниками железнодорожного транспорта;
6) выполнять операции по техническому обслуживанию моторвагонного подвижного состава в пути следования;
7) визуально определять состояние электрического, механического, тормозного оборудования, устройств подачи песка под колесные пары, контрольно-измерительных приборов, оборудования, радиосвязи моторвагонного подвижного состава;
8) выполнять операции по техническому обслуживанию при приемке (сдаче), экипировке моторвагонного подвижного состава, подготовке его к работе согласно технологии выполняемых работ;
9) визуально и инструментально определять исправность основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного, вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
10) определять различными способами пригодность инструмента и оборудования к работе;
11) выполнять операции по устранению неисправностей на моторвагонном подвижном составе, возникших в пути следования, согласно технологии выполняемых работ;
12) визуально и инструментально выявлять неисправности на моторвагонном подвижном составе соответствующего типа, возникшие в пути следования;
13) пользоваться измерительными приборами и инструментом при устранении неисправностей на моторвагонном подвижном составе соответствующего типа, возникших в пути следования;
14) применять средства индивидуальной защиты при устранении неисправностей на моторвагонном подвижном составе, возникших в пути следования, согласно технологии выполняемых работ;
15) _________________ _______________________ _____________________.
(другие требования к необходимым умениям)
1.6. _________________ _______________________ ____________________.
(другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Выполнение работ по управлению моторвагонным подвижным составом и ведению моторвагонного подвижного состава, техническое обслуживание моторвагонного подвижного состава в соответствии с технологией выполняемых работ:
1) выполнение работ по управлению моторвагонным подвижным составом и ведению моторвагонного подвижного состава;
2) выполнение работ по техническому обслуживанию моторвагонного подвижного состава в пути следования;
3) выполнение работ по техническому обслуживанию при приемке (сдаче), экипировке моторвагонного подвижного состава, подготовка его к работе;
4) выполнение работ при устранении неисправностей на моторвагонном подвижном составе, возникших в пути следования.
2.2. _________________ _______________________ ____________________.
(другие функции)
3. Обязанности
3.1. Перед началом рабочего дня (смены) машинист дизель-поезда:
1) получает производственное задание;
2) проходит противопожарный инструктаж;
3) проходит инструктаж по охране труда на рабочем месте;
4) принимает смену;
5) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
6) _________________ _______________________ _______________.
3.2. В течение рабочего дня (смены) машинист дизель-поезда:
3.2.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) ведет моторвагонный подвижной состав с установленной локальным нормативным актом скоростью в соответствии с графиком движения и профилем железнодорожного пути;
2) ведет переговоры по переговорному устройству в соответствии с требованиями регламента переговоров;
3) ведет моторвагонный подвижной состав с обеспечением плавности хода при перевозке пассажиров, безопасности при посадке и высадке пассажиров на остановочных пунктах;
4) выполняет маневровые передвижения на деповских и станционных железнодорожных путях с установленной локальным нормативным актом скоростью моторвагонного подвижного состава;
5) применяет экстренное торможение для остановки моторвагонного подвижного состава соответствующего типа при внезапном возникновении препятствия или внезапном принятии сигнала остановки;
6) ведет моторвагонный подвижной состав соответствующего типа в рациональном режиме при минимальном расходовании дизельного топлива и электроэнергии;
7) записывает в книгу установленной локальным нормативным актом формы информацию о выявленных нарушениях, угрожающих безопасности движения;
8) в случае невозможности устранения неисправности на моторвагонном подвижном составе соответствующего типа принимает меры по освобождению участка железнодорожного пути, занимаемого моторвагонным подвижным составом, для обеспечения на нем безопасного передвижения.
3.2.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) контролирует техническое состояние моторвагонного подвижного состава и параметры работы в пути следования электрического, механического, тормозного оборудования, устройств подачи песка под колесные пары моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
2) контролирует параметры работы в пути следования контрольно-измерительных приборов, оборудования, радиосвязи моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
3) информирует дежурного моторвагонного депо в случае обнаружения неисправностей электрического, механического, тормозного оборудования, устройств подачи песка под колесные пары, контрольно-измерительных приборов, оборудования, радиосвязи моторвагонного подвижного состава соответствующего типа;
4) проверяет состояние моторвагонного подвижного состава на стоянках с устранением выявленных несоответствий либо информированием об этом дежурного моторвагонного депо;
5) контролирует плотность тормозной магистрали при проверке срабатывания тормозов моторвагонного подвижного состава соответствующего типа с устранением выявленных несоответствий либо информированием об этом дежурного моторвагонного депо;
6) контролирует работу помощника машиниста моторвагонного подвижного состава с обучением его рациональным приемам и методам выполнения технического обслуживания моторвагонного подвижного состава.
3.2.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) подготавливает инструмент к осмотру и проверке действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного, вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары моторвагонного подвижного состава соответствующего типа при приемке (сдаче), экипировке и подготовке к работе моторвагонного подвижного состава;
2) определяет последовательность проведения работ по осмотру и проверку действия основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного, вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары моторвагонного подвижного состава соответствующего типа при приемке (сдаче), экипировке и подготовке к работе моторвагонного подвижного состава;
3) проверяет исправность основных агрегатов, узлов, систем, электрического, механического, тормозного, вспомогательного оборудования, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности, оборудования радиосвязи и устройств подачи песка под колесные пары моторвагонного подвижного состава соответствующего типа при приемке (сдаче), экипировке и подготовке к работе моторвагонного подвижного состава путем опробования их работоспособности с пульта управления моторвагонного подвижного состава;
4) устраняет неисправности, выявленные при приемке (сдаче), экипировке и подготовке к работе моторвагонного подвижного состава соответствующего типа либо информирование о них дежурного моторвагонного депо с записью в журнале установленной локальным нормативным актом формы;
5) осуществляет снабжение моторвагонного подвижного состава топливом, песком, водой;
6) включает и выключает освещение, отопление и вентиляцию в моторвагонном подвижном составе соответствующего типа.
3.2.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1 настоящей инструкции:
1) выявляет различные способы исправления неисправностей на моторвагонном подвижном составе соответствующего типа, возникших в пути следования;
2) производит выбор способов и инструмента для устранения неисправностей при возможности их устранения;
3) устраняет неисправности на моторвагонном подвижном составе соответствующего типа, возникшие в пути следования;
4) проверяет качество выполнения работ по устранению неисправностей на моторвагонном подвижном составе.
3.3. В конце рабочего дня (смены) машинист дизель-поезда:
1) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
2) сдает установленную отчетность;
3) производит осмотр (самоосмотр);
4) сдает смену;
5) _________________ _______________________ ______________________.
(другие обязанности)
3.4. В рамках выполнения своих трудовых функций машинист дизель-поезда
исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.5. _________________ _______________________ ____________________.
(другие положения об обязанностях)
4. Права
4.1. При выполнении своих трудовых функций и обязанностей машинист дизель-поезда обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.
4.2. _________________ _______________________ ____________________.
(другие положения о правах работника)
5. Ответственность
5.1. Машинист дизель-поезда привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
5.2. Машинист дизель-поезда несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
5.3. Машинист дизель-поезда за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
5.4. _________________ _______________________ ____________________.
(другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального
стандарта "Работник по управлению и обслуживанию моторвагонного подвижного
состава", утвержденного Приказом Минтруда России от 09.10.2018 N 624н, с
учетом _________________ _______________________ ______________________.
(реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при
приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
_________________ _______________________ _____________________________.
(подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями);
в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. _________________ _______________________ ____________________.