Должностные инструкции - примеры, тексты, образцы
 Скачать

Профессиональный стандарт 03.009 Специалист по работе с семьей - Приказ Минтруда России от 18.11.2013 N 683н
Скачать бесплатно в формате MS Word (мс Ворд) 2022 года компьютерный вариант.

style="max-height: 50vh;">
Зарегистрировано в Минюсте России 26 декабря 2013 г. N 30849


МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 18 ноября 2013 г. N 683н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
"СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ"

В соответствии с пунктом 22 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей".
2. Установить, что профессиональный стандарт "Специалист по работе с семьей" применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 года.

Министр
М.А.ТОПИЛИН





Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 ноября 2013 г. N 683н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛИСТ ПО РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ

                                                         ┌────────────────┐
                                                         │       13       │
                                                         └────────────────┘
                                                          Регистрационный
                                                               номер

I. Общие сведения

                                                                ┌─────────┐
Предоставление социально-психологической помощи семьям и семьям │         │
с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, кризисной  │  03.009 │
ситуации, социально опасном положении                           │         │
─────────────────── ────────────────────────────────────────   └─────────┘
(наименование вида профессиональной деятельности)                   Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

┌─────────────────── ──────────────────────── ──────────────────────────┐

│Оказание помощи разным  типам семей  и  всесторонней  поддержки  семьям с│
│детьми на основе выявления семейного  неблагополучия с помощью  различных│
│технологий, разработки  программы  реабилитации,  реинтеграции  ребенка и│
│семьи  в  социум,  с  привлечением  ближайшего окружения  для   изменения│
│отношений  между  членами  семьи, оздоровления  социально-психологической│
│обстановки   в    семье,    повышения    ответственности   родителей   за│
│воспитание детей                                                         │
└─────────────────── ────────────────────── ────────────────────────────┘

Группа занятий:


2446 Специалисты в сфере социальных проблем

(код ОКЗ <1>) (наименование) (код ОКЗ) (наименование)

--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор занятий.

Отнесение к видам экономической деятельности:


85.30 Предоставление социальных услуг

(код ОКВЭД <1>) (наименование вида экономической деятельности)

--------------------------------
<1> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

II. Описание трудовых функций, входящих
в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
профессиональной деятельности)



Обобщенные трудовые функции Трудовые функции

код наименование уровень квалификации наименование код уровень (подуровень) квалификации

A Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им помощи 6 Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия A/01.6 6

Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей A/02.6

Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации A/03.6

B Организация и оказание адресных социально- бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности 7 Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи B/01.7 7

Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации B/02.7

Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью B/03.7 7

Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства B/04.7

Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе B/05.7

Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав B/06.7


III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция:


Наименование Деятельность по выявлению разных типов семей и семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью оказания помощи Код A Уровень квалификации 6


Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта


Возможные наименования должностей Специалист по работе с семьей


Требования к образованию и обучению Высшее образование по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки

Требования к опыту практической работы -

Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Дополнительные характеристики


Классификатор Код Наименование

ОКЗ 2446 Специалисты в сфере социальных проблем

ЕКС <1> - -

ОКСО <2> 040101 Социальная работа

050711 Социальная педагогика

--------------------------------
<1> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
<2> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

3.1.1. Трудовая функция


Наименование Выявление семейного неблагополучия в разных типах семей и семьях с детьми, оценивание рисков, определение причин социального неблагополучия в семье с детьми, фактов внутрисемейного насилия Код A/01.6 Уровень квалификации 6


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта


Трудовые действия Подбор методов и способов проведения обследования различных типов семей

Планирование и проведение обследования условий жизни и воспитания детей в разных типах семей (неблагополучных, замещающих)

Изучение особенностей социально-бытовых и психолого-педагогических условий жизни и воспитания детей в разных типах семей, в том числе в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - замещающих семей)

Выявление причин неблагополучия, определение признаков пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей

Установление контакта с родителями, лицами, их замещающими

Диагностика отклонений в функционировании различных типов семей с детьми

Изучение особенностей личностного развития и поведения детей, нуждающихся в помощи государства

Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений в различных типах семей и их социального окружения

Оценка рисков, ресурсов и потенциала различных типов семей с детьми, а также членов семей в обществе

Систематизация и анализ семейных проблем с детьми в разных типах семей

Определение возможности проведения социально- психологической реабилитации детей и семей

Подбор методов для изучения особенностей развития ребенка в ситуации семейного неблагополучия или проблем в социуме с учетом национально-культурных особенностей и социального положения ребенка

Проведение комплексного изучения ребенка в социуме

Привлечение экспертов для оценки уровня личностного развития детей из неблагополучных семей и определения программ их развития

Выявление причин особого развития и поведения ребенка, нуждающегося в помощи государства, подбор технологий оказания помощи и поддержки, привлечение необходимых специалистов

Выявление фактов злоупотребления алкоголем и прочими психоактивными веществами, асоциального поведения членов семей, их учета в полиции, социальной защите

Определение направлений работы по улучшению взаимоотношений с детьми в разных типах семей и институтами социализации

Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее предоставления

Разработка рекомендаций по сопровождению различных типов семей

Необходимые умения Устанавливать контакты с разными типами семей и их социальным окружением

Оценивать риски, ресурсы, потенциал и возможности реабилитации семей с детьми

Проводить разные виды социального консультирования

Обеспечивать эффективное взаимодействие с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Повышать свою профессиональную квалификацию по реализации трудовой функции

Проявлять чуткость, вежливость, доброжелательность, учитывать физическое и психологическое состояние человека

Находить и подбирать эффективные технологии помощи неблагополучным семьям с детьми

Поддерживать социальные контакты с семьей и детьми

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Вести документацию и отчетность по характеристикам разных типов семей

Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные документы в сфере семейной политики и прав ребенка

Основные направления государственной демографической и семейной политики в Российской Федерации

Государственные стандарты оказания социальных услуг

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народных традиций

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристик социальной среды

Типологии семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации

Методы диагностики трудной жизненной ситуации, нарушений социализации

Теория, методология и технологии социальной работы применительно к семьям групп социального риска

Конфликтология, возрастная психология, дефектология для определения проблем взаимоотношений

Социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия

Социальная психология (методы, малые группы, психология влияния и т.д.)

Социальная психология личности

Социальная педагогика, социология

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству предоставления документации

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными

Другие характеристики Ответственность, исполнительность, позитивный взгляд на перспективу жизнедеятельности семей с детьми

Готовность постоянно совершенствовать свои умения и навыки, направленные на повышение качества и эффективности работы

3.1.2. Трудовая функция



Наименование Ведение учета разных типов семей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в том числе в замещающих семьях, передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей Код A/02.6 Уровень квалификации 6



Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта


Трудовые действия Сбор первичных документов и информации о социальной ситуации детей в разных типах семей и социуме

Проверка первичных документов и информации

Организация прихода специалистов в различные типы семей с ребенком

Анализ документов, свидетельствующих о трудной жизненной ситуации семьи с ребенком

Проведение развернутого интервью родителей и ребенка, первой беседы с ребенком и семьей по уточнению информации

Составление необходимой документации (акта, протокола, характеристики, сведений и т.д.)

Анализ первичных документов и собранной информации

Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Подбор и уточнение информации о социальном окружении ребенка и семьи

Подготовка и организация запроса необходимых сведений, информации, документации из других ведомств о положении детей в семьях

Ведение учета разных типов семей с детьми (признанных находящимися в трудных жизненных ситуациях, кризисных ситуациях, социально опасном положении, проживающих в семейном неблагополучии)

Проведение систематизации различных типов семей с детьми

Разработка плана помощи детям из различных типов семей

Передача сведений в распределенный банк данных регионального и муниципального уровня системы учета семей с детьми

Ведение служебной документации и переписки

Проведение анализа государственной статистической отчетности, при необходимости проведение выборочного социологического опроса населения

Необходимые умения Осуществлять социальное консультирование

Проводить индивидуальное консультирование взрослых и детей

Вести деловое общение, общаться с разными категориями семей

Общаться с детьми разного возраста

Проводить обследование социальной ситуации детей в разных типах семей

Составлять социальный паспорт семей с детьми

Обобщать информацию, определяющую трудную жизненную ситуацию и методов ее преодоления

Повышать свою профессиональную компетенцию

Составлять проекты необходимых документов (акты, отчеты, картотеки, банки данных, протоколы и т.д.) и заполнять их

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Необходимые знания Инфраструктура социальных учреждений в муниципальном образовании и его ресурсы, социальная система защиты детства

Государственные стандарты социальные услуги

Семьеведение, психология и педагогика семьи для выделения типов семей

Социология, основы возрастной и социальной психологии, конфликтологии

Технологии оказания помощи семьям и детям групп социального риска и условия их применения

Технологии социальной работы и особенности их применения

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена информацией

Принципы работы банка данных учета семей

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения

Другие характеристики Аналитические способности, соблюдение этических норм и правил, профессиональной этики

3.1.3. Трудовая функция



Наименование Проведение диагностики отклонений в функционировании выявленных семей, оценивание рисков и последствий, определение возможности активизации потенциала семей и проведения социально-психологической реабилитации Код А/03.6 Уровень квалификации 6


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Подбор методов обследования социальных условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих

Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях

Выявление отклонений в функционировании семей

Оценка рисков и последствий отклонений в функционировании семей для развития детей

Определение возможностей активизации потенциала семей

Организация и проведение социально-психологической реабилитации семей с детьми

Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми

Проведение оценки эффективности мер по разрешению проблем детей разного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации

Организация встреч специалистов с родителями

Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей

Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в различных типах семей

Вынесение объективной оценки условий жизни и воспитания детей в различных типах семей, в том числе и замещающих

Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам

Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении различных типов семей

Разработка программ оказания помощи семьям с детьми

Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста

Выявлять случаи и использовать технологию работы со случаем

Проводить оценку результативности работы со случаем на основе сбора экспертных оценок и мнений специалистов, полученных результатов и показателей

Обосновывать и осуществлять закрытие случая при положительном результате работы с разными типами семей с детьми

Осуществлять передачу случая другим службам при необходимости продолжения работы с семьей и детьми

Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком

Проводить профилактику негативных явлений в детской среде

Необходимые умения Разрабатывать и проводить программы профилактики девиантного поведения детей

Применять разнообразные формы, методы, технологии работы по профилактике детской безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции

Осуществлять разные виды социального консультирования

Работать в команде, организовывать деятельность специалистов

Проводить оценку качества работы

Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики

Составлять план и стратегию дальнейшей работы с семьей и ребенком

Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми

Проводить мониторинговые исследования

Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов

Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований

Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Необходимые знания Российский и зарубежный опыт практической работы с семьями группы риска и детьми

Основы профилактики нарушений социализации семей и детей

Социальная психология, проблемы социализации

Методы социальной работы, инструментария для проведения мониторингов и диагностики функционирования разных типов семей

Основы возрастной психологии и психологии личности

Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия

Проведение тренингов командообразования, сотрудничества

Способы активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения семей с детьми

Типы семей и их характеристики для проведения социально-психологической реабилитации

Основы самообразования специалистов по работе с семьей

Основы социальной реабилитации

Психология семьи, психология малых групп

Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция:



Наименование Организация и оказание адресных социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических и социально-правовых видов помощи и поддержки разным типам семей и семьям с детьми, оценка их эффективности Код B Уровень квалификации 7



Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта


Возможные наименования должностей Специалист по работе с семьей

Требования к образованию и обучению Высшее образование (за исключением программ бакалавриата) по профилю профессиональной деятельности, рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки

Требования к опыту практической работы -

Особые условия допуска к работе К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Дополнительные характеристики


Классификатор Код Наименование

ОКЗ 2446 Специалисты в сфере социальных проблем

ЕКС - -

ОКСО 040101 Социальная работа

050711 Социальная педагогика

3.2.1. Трудовая функция



Наименование Организация и оказание всесторонней поддержки и адресных услуг, определение видов необходимой помощи детям в разных типах семей для разрешения трудной жизненной ситуации, преодоления неблагополучия, осуществление на межведомственной основе оказания различных видов помощи Код B/01.7 Уровень квалификации 7


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Проведение сбора информации о необходимости оказания адресных услуг различным типам семей с детьми

Анализ информации о видах помощи семье с детьми или детям и систематизирование полученной информации

Определение видов социально-правовой, психолого-педагогической и медицинской помощи различным типам семей с детьми

Разработка индивидуальных программ сопровождения разных типов семей с детьми

Создание межведомственной команды для оказания различных видов помощи

Координирование действия различных ведомств и учреждений по реализации индивидуальной программы помощи семье и детям

Подбор инновационной технологии для проведения комплексной работы с семьей по предотвращению распада семьи

Организация оказания различных видов помощи семьям с детьми другими специалистами

Использование современных технологий поддержки различных типов семей с детьми, способствующих улучшению взаимоотношений в семье и социуме

Организация встреч с семьей и детьми для обсуждения проблем

Выявление уровня социализации семьи, видов нарушений ее социализации

Отслеживание изменений в семье и их фиксирование

Использование технологий профилактики социального сиротства с целью сохранения семьи для ребенка

Осуществление профилактики социального сиротства

Использование возможностей оставления ребенка в кровной семье

Оказание влияния на мотивацию семей к изменению в положительную сторону

Проведение консультирования по различным вопросам, связанным с оказанием помощи семье и детям

Обеспечение посредничества между семьей и детьми и различными специалистами (учреждениями, организациями) с целью решения ряда проблем

Необходимые умения Определять потребность в помощи разных типов семьи и детей и подбирать виды помощи, направленные на решение проблем семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Находить контакт с разными типами семей и детьми разных возрастов

Выявлять потенциал и ресурс разных типов семей с детьми

Находить поддержку семей в социальном окружении

Создавать межведомственную команду по оказанию помощи семье с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Разрабатывать индивидуальные программы оказания разных видов помощи

Работать в команде, вносить и оценивать свой вклад в ее деятельность

Адаптировать зарубежный опыт технологий оказания помощи семье и детям

Оформлять документы, необходимые для оказания разных видов помощи семьям и детям

Направлять семьи с детьми в специализированные учреждения или к профильным специалистам

Влиять на мотивацию семей к изменению в положительную сторону

Выбирать наиболее эффективные технологии работы с семьей в ее жизненной ситуации

Обеспечивать интеграцию деятельности разных ведомств для решения проблем семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Выявлять степень достоверности полученной информации

Повышать свою профессиональную квалификацию

Устанавливать контакты с другими специалистами, родительской общественностью

Вести необходимую документацию, служебную переписку в соответствии с требованиями

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты прав детей и оказания помощи семьям с детьми

Основы возрастной и социальной психологии

Технологии разрешения семейных конфликтов

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения

Социальные риски и рискология, кризисные состояния

Цели, принципы и основы посредничества между семьями с детьми и различными институтами социализации

Сфера профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)

Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне

Особенности применения технологий оказания помощи семьям и детям в России и за рубежом

Теории и методики социальной работы, их отличия, технологии социальной работы и специфику их использования

Консультирование семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Регламенты ведения документации

Система социальных служб на территории

Правовые основы оказания разных видов помощи семьям и детям

Инфраструктура социальной защиты детства

Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция



Наименование Активизация потенциала семей и семей с детьми, поддержка их ресурса и реализация услуг по организации вывода из трудной жизненной ситуации Код B/02.7 Уровень квалификации 7


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Определение потенциала и ресурса различных типов семей с детьми

Владение в работе с разными типами семей с детьми современными технологиями мобилизации внутренних ресурсов семьи

Привлечение внешних систем поддержки семей с детьми для активизации их ресурсов

Применение инновационных технологий оказания помощи при выявлении семейного неблагополучия

Включение семьи в социум с целью исключения эксклюзии

Применение технологий помощи семье для возможности оставления ребенка в кровной семье

Организация совместно с другими ведомствами социально-реабилитационного пространства в ближайшем окружении семей с детьми

Сбор информации о семейных взаимоотношениях с детьми

Организация социально-психологической реабилитации детей и различных типов семей

Разработка коррекционных программ, направленных на изменение семейных взаимоотношений, умений услышать ребенка, понять его потребности

Подготовка договора о совместной деятельности семьи с детьми и организации

Обеспечение комплексного подхода различных ведомств к выводу семьи с детьми из трудной жизненной ситуации

Обеспечение координации деятельности специалистов различных ведомств в решении актуальных задач семьи с детьми

Проведение профилактической работы по предупреждению появления трудной жизненной ситуации семей с детьми

Содействие активизации собственных ресурсов семьи с детьми и потенциала социального окружения для выхода из трудной жизненной ситуации

Проведение консультирования семей с детьми по взаимодействию с разными ведомствами

Оказание помощи в оформлении документов, необходимых для получения востребованной помощи семье

Повышение своей профессиональной квалификации

Участие в межведомственной работе по профилактике асоциального поведения, социального сиротства

Необходимые умения Выбирать эффективные способы решения проблем семьи с детьми

Мотивировать семью с детьми на использование собственного потенциала и ресурса для выхода из трудной жизненной ситуации

Использовать правовые знания в оказании адресной помощи семье и детям

Видеть перспективы и ориентироваться на положительный результат семьи

Передавать ответственность семье за принятие решений и их выполнение, а также отдельным членам семьи

Организовать команду специалистов и работать в команде

Использовать сочетание различных форм и видов оказания помощи в профилактической деятельности

Интегрировать деятельность специалистов разных ведомств в реализации оказания помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Обеспечить представление интересов семьи с детьми в разных учреждениях

Создавать условия для установления контактов семьи с ребенком со специалистами или учреждениями, организациями

Быть открытым к получению помощи от специалистов

Прислушиваться к мнению других специалистов

Адаптировать положительный зарубежный опыт

Необходимые знания Законодательство Российской Федерации, международные документы в области защиты семьи и детей, основные направления государственной семейной политики

Современный российский и зарубежный опыт по оказанию помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях

Общая психология и основы социальной психологии

Технологии разрешения семейных конфликтов

Основы профилактики асоциальных явлений в обществе

Методы и технологии управления современными рисками

Социально-психологическая технология оказания помощи семьям и детям групп социального риска

Методика и технология социальной работы, специфики их использования

Основы семейного консультирования

Сферы профессиональной ответственности специалистов смежных профессий (психолога, социального педагога, юриста, реабилитолога, дефектолога, социального работника и др.)

Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне

Другие характеристики Демонстрировать профессиональную позицию, оптимизм, коммуникабельность, доброжелательность по отношению к разным типам семей и социальным группам, соблюдать профессиональную этику

Предпринимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью

3.2.3. Трудовая функция



Наименование Осуществление и восстановление внутрисемейных связей, организация и проведение подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью Код B/03.7 Уровень квалификации 7


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Организация группы специалистов для восстановления внутрисемейных связей ребенка с кровной семьей

Оценка результативности работы с расширенной семьей и возможности возвращения ребенка

Установление контакта ребенка с расширенной семьей

Выявление уровня готовности ребенка к переходу в семью

Оценка готовности кровной семьи к возвращению ребенка

Организация встречи ребенка с кровной семьей, их общения

Разработка программ подготовки ребенка к возвращению в кровную семью

Сопровождение различных типов семей с детьми

Проведение мероприятий по привлечению кандидатов в замещающие семьи

Вынесение объективной оценки результатам готовности ребенка и семьи к приему ребенка

Разработка программ устройства детей в замещающие семьи в зависимости от возраста, проблем

Разработка программ сопровождения различных видов семей

Организация сопровождения замещающей семьи

Организовать взаимодействие ребенка с семьей

Необходимые умения Устанавливать контакты с ребенком и семьей, общаться

Организовать взаимодействие разных специалистов в восстановлении связей семьи и ребенка

Оценивать ресурсы и риски при устройстве детей в семьи граждан

Проводить оценку готовности семьи к приему ребенка и ребенка к переходу в семью

Оценивать качество работы специалистов с семьей и ребенком, не нарушая этических норм

Сопровождать разные типы семей, в том числе и замещающие семьи

Консультировать, получать информацию и обобщать ее

Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных проблем и запросов семей

Поддерживать положительные результаты в работе с семьей, полученные разными специалистами

Современные технологии работы с разными типами семей

Социальная психология, проблемы социализации

Необходимые знания Психология зависимости, аддикций, девиантологии

Теория воспитания трудных детей и подростков

Методики работы социального работника с семьей

Инфраструктура социальных служб на муниципальном уровне

Виды замещающих семей и законодательные основы передачи в них детей, условий их создания

Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства

Другие характеристики Соблюдение профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция



Наименование Проведение мониторинга социокультурного окружения и условий жизни различных типов семей и семей с детьми, планирование программ оказания разных видов помощи и поддержки с целью преодоления риска социального неравенства Код B/04.7 Уровень квалификации 7


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Обобщение полученных результатов мониторинга

Описание особенностей социальных условий жизни семьи с детьми и ее окружения

Предоставление объективной оценки результатов отношений в семьях с детьми

Выявление обстоятельств возникновения трудной жизненной ситуации семей с детьми по месту жительства

Предоставление рекомендаций по изменениям социокультурного окружения и условий жизни семей с детьми для обсуждения со специалистами муниципального объединения

Организация взаимодействия социального окружения с различными типами семей

Способствование созданию условий для успешной адаптации ребенка и семьи в социуме

Разработка программ изменения социокультурного окружения различных типов семей с детьми

Разработка программ оказания помощи семьям с детьми

Создание команды специалистов по комплексной реабилитации последствий дезадаптации детей разного возраста

Проведение профилактики негативных явлений в детской среде

Разработка и проведение программ профилактики девиантного поведения детей

Разработка программ оказания различных видов помощи и поддержки семей с детьми с целью преодоления риска социального неравенства

Привлечение волонтеров или добровольцев для реализации программ оказания помощи семьям с детьми

Повышение профессиональной квалификации в области реализации трудовой функции

Необходимые умения Проводить мониторинговые исследования и обобщать результаты полученных данных
Осуществлять все виды социального консультирования
Обеспечивать проверку поступившей информации

Вносить полученную информацию в соответствующие базы данных

Обобщать и систематизировать информацию, касающуюся трудной жизненной ситуации семей с детьми

Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Устанавливать контакты с разными типами семей и детей

Сотрудничать, организовывать взаимосвязь группы специалистов по оказанию помощи семье и детям

Разрабатывать оригинальные, авторские приемы проведения обследований

Проводить оценку качества работы специалистов, не нарушая этических норм

Консультироваться и получать информацию по сложным вопросам профилактики

Составлять отчеты по итогам выполнения деятельности

Вести необходимую документацию в соответствии с требованиями

Владеть современными технологиями работы с информацией базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Инструментария для проведения мониторинга социокультурного окружения

Типологии проблем семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Необходимые знания Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности семейного воспитания и народные традиции

Социокультурные и социально-психологические основы межличностного взаимодействия семей и детей в социокультурном окружении

Социальная психология, методы социальной психологии

Проблемы социализации, социальная педагогика

Формы защиты прав детей на федеральном и региональном уровнях

Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия

Готовность отстаивать свою точку зрения, саморегуляция и толерантность

Психология кризисных состояний, причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия

Другие характеристики Способность разрабатывать социальные проекты и внедрять их в работу с разными типами семей с привлечением специалистов на межведомственной основе

3.2.5. Трудовая функция



Наименование Разработка социальных проектов и внедрение их в работу с разными типами семей и семей с детьми с привлечением специалистов на межведомственной основе Код B/05.7 Уровень квалификации 7


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Диагностика социальных условий жизни детей в разных семьях

Оценка эффективности мер по разрешению проблем детей различного возраста, типа семьи, специфики жизненной ситуации

Обобщение результатов эффективности работы специалистов с разными типами семей с детьми

Организация встреч специалистов с родителями

Разработка социальных проектов по профилактике социального сиротства и оказанию помощи семьям с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Внедрение социальных проектов в работе с разными типами семей с детьми

Создание конпедиума эффективных социальных проектов

Создание банка инновационных технологий работы с разными семьями и детьми

Привлечение общественных организаций и добровольцев для оказания помощи семьям и группам населения

Проведение с родителями консультирования по вопросам воспитания детей

Разработка программ оказания помощи по изменению условий жизни и воспитания детей в разных типах семей для осуществления эпизодического контроля

Создание группы родительской взаимопомощи для поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Организация клубов для родителей по разным проблемам, востребованным в социальном окружении

Организация взаимодействия общественных организаций с разными типами семей для их социализации

Предоставление рекомендаций или предложений по изменению взаимоотношений с социумом, как семьям, так и специалистам

Организация работы с сетью социальных контактов в социальном окружении разных типов семей

Договариваться, общаться с разными общественными организациями

Организовать взаимопомощь специалистов при работе с разными типами семей

Необходимые умения Проводить диагностику, оценку эффективности применяемых мер

Обобщать результаты эффективных мер

Организовать использование оригинальных, авторских приемов оказания помощи при нарушении социальных условий воспитания в семьях

Проводить оценку качества социальных проектов, не нарушая этических норм, прав человека

Консультироваться у специалистов

Разрабатывать рекомендации с учетом конкретных задач для дальнейшей работы с разными типами семей

Владеть инновационными технологиями оказания помощи семьям

Привлекать группы родителей, оценивать их ресурс, видеть возможности для оказания взаимопомощи

Владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Социальная психология, проблемы социализации

Современные технологии работы с разными типами семей с детьми

Необходимые знания Основы и принципы развития институтов современного гражданского общества

Технологии социального проектирования, моделирования и прогнозирования

Технологии проведения мониторинга социальных проектов

Консультирование семьи по проблемам поведения детей и подростков

Особенности адаптации детей в разных социальных условиях

Методы и технологии управления социальными рисками

Способность оказывать помощь начинающим специалистам по работе с семьей

Методы и технологии управления социальными рисками

Другие характеристики Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав

3.2.6. Трудовая функция



Наименование Обеспечение представительства интересов несовершеннолетних в суде, различных учреждениях и организациях в целях защиты их прав Код B/06.7 Уровень квалификации 7


Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала

Код Регистрационный номер профессионального стандарта



Трудовые действия Привлечение общественных организаций к правовой поддержке несовершеннолетних

Осуществление функций представителя при устранении препятствий для общения ребенка с близкими родственниками

Проведение тренингов и осуществление действий по правовой грамотности несовершеннолетних

Обеспечение приоритета интересов ребенка в образовании

Обеспечение представительства законных интересов детей в случаях наличия разногласий между интересами родителей

Осуществление правовой информированности и грамотности детей разных возрастов и типов семей

Проведение тренингов на знание прав, обязанностей несовершеннолетних

Представление интересов детей и грамотная защита их прав в различных организациях

Ведение документации, служебной переписки в соответствии с требованиями

Оформление документов для представления интересов детей в суде, полиции, других организациях

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Необходимые умения Устанавливать контакты, вести переговоры, договариваться

Оформлять документацию, деловые бумаги, запросы, в том числе в электронном виде, сохранять их в соответствии с требованиями

Создавать команду взаимопомощи и защиты несовершеннолетних

Сплачивать группу, находить общие интересы

Разрабатывать регламент взаимодействия

Устанавливать взаимоотношения с общественными и иными организациями, с гражданами, государственными и муниципальными органами, со средствами массовой информации по вопросам социализации разных типов семей, выявление нарушений прав несовершеннолетних, а также оказание помощи по защите прав несовершеннолетних

Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.)

Повышать профессиональную квалификацию в области реализации трудовой функции

Умение отстаивать интересы несовершеннолетних в разных инстанциях

Психология малых групп, делового общения

Необходимые знания Основы законодательства в области защиты прав человека, международные нормативные документы

Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правил их хранения

Специфика работы социозащитных организаций по защите прав несовершеннолетних

Основы реабилитационной работы (подходы, виды, организация)

Методики работы социального работника и ее специфики

Другие
характеристики Соблюдение профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках
профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик:

┌─────────────────── ──────────────────────── ──────────────────────────┐

│    Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение   высшего    │
│    профессионального образования города Москвы "Московский городской    │
│    психолого-педагогический университет"                                │
│                                                                         │
│             Ректор Рубцов Виталий Владимирович                          │
└─────────────────── ────────────────────── ────────────────────────────┘

4.2. Наименования организаций-разработчиков:


1. ГОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет" города Волгограда

2. НОУ ВПО "Столичная финансово-гуманитарная академия" города Москвы

3. ФГБУ "Научно-исследовательский институт труда и социального страхования" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

4. ГОУ ВПО "Московский государственный областной университет" города Москвы

5. Администрация г. Ступино Московской области

6. НОУ ВПО "Московский психолого-социальный университет" города Москвы

7. Одинцовское зональное объединение Областного центра сопровождения замещающих семей Московской области

8. Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
Учебно-методический центр по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента социальной защиты населения города Москвы



style="max-height: 50vh;">
Профессиональные стандарты:
- Образование и наука
- Здравоохранение
- Социальное обслуживание
- Культура, искусство
- Физическая культура и спорт
- Связь, информационные технологии
- Административно-управленческая деятельность
- Финансы и экономика
- Юриспруденция
- Архитектура, проектирование, дизайн
- Средства массовой информации
- Обеспечение безопасности
- Сельское хозяйство
- Лесное хозяйство, охота
- Рыбоводство и рыболовство
- Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
- Транспорт
- Добыча, переработка угля, руд
- Добыча, переработка, нефти и газа
- Электроэнергетика
- Легкая и текстильная промышленность
- Пищевая промышленность
- Деревообрабатывающая промышленность,
- Атомная промышленность
- Ракетно-космическая промышленность
- Химическое, химико-технологическое производство
- Металлургическое производство
- Производство машин и оборудования
- Производство электрооборудования
- Судостроение
- Автомобилестроение
- Авиастроение
- Сервис, оказание услуг населению
- Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности
Наши счетчики:
На правах рекламы:
Copyright 2009 - 2022г. Образцы, тексты и примеры Должностных инструкций. All rights reserved.
При использовании материалов сайта активная гипер ссылка  обязательна!