III. Требования охраны труда, предъявляемые
к сценическому комплексу
30. Декорации спектакля, концерта должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оставался круговой проход по сцене, эстраде шириной, достаточной для беспрепятственного перемещения людей, но не менее 1 м.
31. При проведении работ по монтажу и подготовке сцены необходимо применять на расстоянии не менее 2 м от края оркестровой ямы сигнальное (натянутый канат с подвешенными знаками безопасности) или страховочное ограждение.
32. После монтажа, демонтажа, оформления спектакля, концерта, а также перед репетицией запрещается оставлять на планшете сцены рабочие инструменты, расходные материалы, неиспользуемые крепежные элементы, мусор.
33. Планшет игровой площадки устраивается горизонтально, в оперно-балетных театрах - либо горизонтально, либо наклонно с подъемом, указанным в организационно-технологической (проектной) документации на объекты культуры, в сторону арьерсцены.
34. Стационарная нижняя механизация, в том числе, стационарные подъемно-опускные площадки и круги, должна быть на одном уровне с неподвижной частью планшета сцены или эстрады в соответствии с организационно-технологической (проектной) документацией на объекты культуры.
Допускается устанавливать стационарное оборудование, находящееся на разных уровнях по отношению к неподвижной части планшета, если это предусмотрено проектно-технической (проектной) документацией.
35. Подъемно-отпускные площадки должны быть на одном уровне с полом других помещений сцены или эстрады (допускается разность между уровнями до 5 мм).
36. В случае если при выходе из дверного проема возможен опасный перепад высот, данный проем должен быть либо заблокирован, либо выставлены защитные ограждения и знаки безопасности.
37. Настил планшета игровой площадки должен быть из сборных элементов, выполненных в соответствии с проектной документацией и обеспечивать прочность при приложении нормативной вертикальной нагрузки 5 кН/м2 с коэффициентом перегрузки 1,3. Допускается использование в качестве планшета сцены иных покрытий, если данная площадка не является стационарной и не используется для балетных и танцевальных постановок.
38. Поверхность планшета должна обеспечивать безопасность проведения мероприятия и при необходимости должна быть покрыта антистатическим противоскользящим сценическим покрытием.
39. Если художественный замысел подразумевает контакт артистов с водой, безопасность участвующих в мизансценах артистов, а также технического персонала, обеспечивается дополнительными мерами, исходя из оценки рисков возможного получения электротравмы и (или) травмы от падения из-за наличия скользкой поверхности.
40. Щели, выбоины, сколы, выступы и другие дефекты в щитах и между щитами не допускаются. Для подвижных элементов допускаются технологические зазоры в соответствии с организационно-технологической (проектной) документацией.
41. Конструкция заглушек и крышек люков сцены, эстрады, арены и ее планшета должна обеспечивать прочность от действительной нагрузки (от людей, оборудования), но не менее 3 кН/м2. При использовании заглушек и крышек люков с возможностью нахождения на них хора, людей в массовых сценах, конструкции должны рассчитываться на нормативную вертикальную нагрузку 5 кН/м2 с коэффициентом перегрузки 1,3. Замена в процессе эксплуатации элементов стационарного настила планшета сцены и его несущих конструкций на детали и конструкции с прочностью меньше расчетной запрещается.
42. Щели в планшете сцены и эстрады для стационарных направляющих должны закладываться подогнанными рейками. Рейки должны быть установлены без прогиба и опускания ниже уровня планшета сцены или поднятия одного из концов вверх. Допускается использовать щель в планшете сцены в виде стационарной направляющей шириной, не превышающей 20 мм.
43. Заплечики не должны выступать за уровень планшета сцены.
44. В случае использования накладных направляющих, устанавливаемых на планшете сцены, необходимо применять компенсирующие меры, в том числе, пандусы.
45. Зазор между поворотным кругом, подъемно-опускными площадками, крышками люков-провалов и неподвижной частью сцены должен обеспечивать свободный и безопасный поворот движущихся элементов и не должен превышать 20 мм.
46. Настил круга, подъемно-опускных площадок и других устройств должен соответствовать уровню неподвижной части планшета.
47. Перед началом репетиции, спектакля или отдельного акта, в котором исполняются танцевальные номера, пол должен быть чистым и сухим, в случае если иное не предусмотрено партитурой проведения спектакля.
48. Колосниковый настил должен быть выполнен в соответствии с проектной документацией, и его элементы должны обеспечивать прочность, указанную в технической документации организации-изготовителя. Ширина зазоров в решетке колосникового настила должна исключать возможность провала ноги человека (не более 50 мм) в технологический зазор.
49. Колосниковый настил и его элементы должны обеспечивать прочность, указанную в технической документации организации-изготовителя. Превышать расчетную нагрузку запрещается.
50. Оборудование, устанавливаемое на колосниках, должно размещаться согласно расчетам по нагрузке на конструкции колосников.
51. Запрещается ослабление несущих конструкций колосниковой площадки (сверление, вырезание, выдалбливание) при монтаже оборудования. В случае необходимости внесения изменений в силовые элементы колосников, данные изменения должны быть выполнены в соответствии с проектом специализированной организации.
52. Крепление блоков, колодок и других деталей к колосниковой решетке должно исключать их смещение с места установки.
53. Блоки должны устанавливаться так, чтобы проходящие по ним тросы на всем протяжении не соприкасались между собой и не касались каких-либо конструкций.
54. Блоки сценических подъемов должны устанавливаться в соответствии с проектной документацией.
55. Блоки, установленные на колосниках, должны быть доступны для обслуживания.
56. Переустанавливать блоки, находящиеся под нагрузкой, запрещается.
57. В действующих и реконструируемых зданиях блоки декорационных и софитных подъемов допускается устанавливать на уровне колосниковой площадки. При этом над тросами должны устраиваться специальные ходовые мостики с перилами высотой не менее 1,1 м. Допускается иные решения в случае конструктивного отсутствия колосниковой решетки, но данные решения должны соответствовать проектной документации.
58. Допускается устройство колосниковой площадки в нескольких уровнях. Каждый уровень колосниковой площадки должен иметь не менее двух внутренних лестниц для сообщения с ниже или выше расположенным уровнем колосников или сообщаться с рабочими галереями.
59. Каждый край колосниковой площадки с перепадом высот с существующим риском падения должен оборудоваться ограждением высотой не менее 1,1 м.
60. Колосниковый настил должен обеспечивать прочность при приложении равномерной нагрузки в соответствии с проектной документацией, но не менее 5 кН/м2 с коэффициентом перегрузки 1,3.
61. Балки для колосниковых блоков должны устанавливаться на высоте не менее 1,9 м над колосниковым настилом.
62. Ремонтные работы на колосниках допускается производить после установки ограждения площадки планшета и брезентового настила под участком колосников, где производится работа. На планшете должен быть вывешен комбинированный знак безопасности с поясняющей надписью "Осторожно! На колосниках ведутся работы".
63. Запрещается производить на колосниках ремонтно-строительные или другие работы во время нахождения людей на сцене и технических галереях.
64. На колосниковую площадку допускаются только работники, непосредственно обслуживающие сценические механизмы. Если в соответствии с художественно-техническими задачами необходим допуск иных лиц, они должны быть защищены от воздействия механизмов и находиться в сопровождении обслуживающих работников.
65. Инструмент и крепежные детали, необходимые для выполнения работ на колосниковой решетке, должны находиться в сумках (подсумках). Следует пользоваться поясными ремнями для инструмента, чтобы исключить возможность его случайного падения.
Запрещается держать инструмент и крепежные детали в карманах спецодежды.
У лиц, находящихся на колосниковой решетке, запрещается наличие при себе любых предметов, не относящихся к выполнению работ.
66. Проемы в полах многоярусных трюмов для подъемно-опускных площадок и других целей должны быть оборудованы ограждениями высотой не менее 1,1 м, исключающие падение людей.
67. Высота проходов постановочного и технического трюмов должна обеспечивать беспрепятственный проход и выход людей между конструктивными элементами технологического оборудования (подъемно-опускных площадок, поворотного круга) и выступающими частями здания.
68. Подвижные части сценических механизмов, а также направляющие, по которым передвигаются контргрузы декорационных подъемов, должны ограждаться надежными защитными ограждениями, исключающими возможность попадания людей и посторонних предметов в движущиеся части механизмов.
Доступ в специальные помещения, в которых находятся сценические механизмы, должен иметь исключительно обслуживающий персонал.
69. В технический трюм допускаются работники, непосредственно обслуживающие сценические механизмы. Если в соответствии с художественно-техническими задачами необходим допуск иных лиц, они должны быть защищены от воздействия находящихся в трюме механизмов и находиться в сопровождении обслуживающего персонала.
70. В сценических трюмах запрещается:
1) размещать в проходах постановочного трюма какие-либо устройства, механизмы, станки, снижающие высоту трюма и препятствующие проходу работников;
2) устраивать в трюмах подсобные мастерские и склады;
3) устанавливать в трюмах стационарное оборудование и аппараты, работающие под давлением (компрессоры, рессиверы, баллоны), за исключением гидроприводов сценических механизмов и оборудования для систем пожаротушения.
71. Высота прохода на галереях и переходных мостиках до выступающих конструкций должна обеспечивать беспрепятственный проход и выход работников.
72. Запрещается пропускать через настилы полов галерей и переходных мостиков канаты, тросы, цепи для подвески декораций или оформления и оборудования спектакля, концерта, если это не предусмотрено проектом.
73. Рабочие, осветительские и переходные галереи, переходные мостики должны иметь защитное ограждение с высотой не менее 1,1 м.
74. Рабочие галереи и переходные мостики должны оборудоваться крепежными приспособлениями для обеспечения возможности присоединения страховочной привязи работников. Данными приспособлениями могут выступать анкерные точки, анкерные линии, а также структурные металлоконструкции, обладающие достаточной механической прочностью.
75. Инструмент и крепежные детали, необходимые для выполнения работ на рабочих галереях и переходных мостиках, должны находиться в сумках (подсумках).
76. При выполнении работ за габаритами рабочих галерей и переходных мостиков, следует пользоваться поясными ремнями для инструмента, чтобы исключить возможность его случайного падения.
Запрещается держать инструмент и крепежные детали в карманах спецодежды.
77. Настил и конструкция рабочих и осветительных галерей должны обеспечивать прочность от действия фактической нагрузки, но не менее 3 кН/м2 по площади настила галерей с коэффициентом перегрузки 1,3.
Настил и конструкция переходных галерей и мостиков и несущие их конструкции должны обеспечивать прочность от действия фактической нагрузки плюс 0,8 кН/м2 с коэффициентом перегрузки 1,3.
78. Специальные приспособления, применяемые на галереях, в том числе, крюки, должны снабжаться специальными ремнями (стропами) и пристегиваться к конструкциям ограждения исключающими их случайное падение на сцену. Данные приспособления должны храниться в специально отведенном месте исключающим их случайное падение.
79. Помещение оркестровой ямы должно быть площадью не менее 1,2 м2 на одного оркестранта при высоте не менее 1,9 м до выступающих конструкций навесного козырька.
80. При перекрытии оркестровой ямы сборно-разборными щитами для увеличения просцениума их прочность должна обеспечивать нагрузку 5 кН/м2 по площади настила с коэффициентом перегрузки 1,3.
81. Штепсельные розетки оркестровой ямы для питания освещения пюпитров, устанавливаемых на полу, должны монтироваться в специальных лючках с крышками, а по стенам - в специальных нишах либо в специальных коробах и кабель-каналах.
82. Торцы оркестровой ямы, расположенные против дверных проемов или закулисного пространства, должны оборудоваться съемными либо механизированными ограждениями или устройствами, предотвращающими случайное падение в нее людей, а также световыми указателями.