XXI. Требования охраны труда, предъявляемые к организации
и проведению цирковых представлений. Выступления на манеже
и в воздухе
517. К участию в цирковых представлениях допускаются здоровые физически и профессионально подготовленные артисты, правильно и уверенно исполняющие трюки.
518. Репетиции, подготовка к представлениям, а также проведение представлений не должны создавать ситуаций, опасных для жизни и здоровья людей.
519. К выступлениям на манеже относятся работы партерных акробатов, эквилибристов, коверных, клоунов, жонглеров, артистов балета и других артистов, выполняемые на манеже на высоте до 4 м, в том числе с использованием цирковых аппаратов, подвешенных или установленных: работа на велосипедах, подкидных досках, турниках, брусьях, кольцах, мачтах, першах, шарах, лестницах, рейнском колесе.
520. К выступлениям в воздухе с использованием таких цирковых аппаратов как рамки, полотна, ремни, ловиторки, штамборты, трапеции, бамбуки, лопинги, корд де парели, относятся работы артистов, выполняемые на высоте более 4 м.
521. Во время работы артисты должны быть предельно собраны и внимательны, уверенно исполнять трюки в строго заданном темпе, соблюдая их последовательность, и добиваться их правильного исполнения.
522. Наиболее сложные трюки, а также трюки, требующие повышенного внимания и темпа, необходимо исполнять в конце выступления.
523. Коверные и клоуны, исполняющие или имитирующие отдельные трюки, связанные с физической нагрузкой, обязаны соблюдать требования охраны труда соответствующего жанра.
524. Предметы реквизита и детали вращающихся цирковых аппаратов необходимо крепить и страховать от падения.
525. Реквизит с подвешенного циркового аппарата допускается сбрасывать в манеж в исключительных случаях и только по согласованию с инспектором манежа.
526. Движение по манежу и над ним, как правило, необходимо осуществлять против хода часовой стрелки (если смотреть на манеж сверху).
527. Направление полета катушек, диаболо, тарелок и другого реквизита, бросаемого во время репетиций или выступления через манеж, выбирать вдоль главного и артистического проходов.
528. Условия безопасного исполнения трюков на жестком полу (на сцене) определяются руководителем номера совместно с инспектором манежа.
529. Перед исполнением трюков на турниках, трапециях, кольцах и других подобных цирковых аппаратах артисты обязаны вытереть рабочую поверхность аппарата, чтобы удалить влагу и избыток магнезии.
530. На манежах и сценических площадках запрещается:
1) демонстрировать трюки, исполняемые на пределе возможностей организма исполнителя;
2) исполнять трюки, связанные с патологическим разъединением суставов, с проглатыванием горючих жидкостей, живых организмов и каких-либо предметов;
3) исполнять прыжки сквозь обручи с натуральными ножами или другими острыми предметами;
4) стрелять и метать острые и тяжелые предметы в щиты рядом с "живой мишенью" (партнерами, ассистентами);
5) применять в качестве мишеней керамические, стеклянные и металлические изделия;
6) выступать на влажных или мокрых цирковых аппаратах или полах (если это не делается специально);
7) исполнять трюки над зрителями без предохранительных приспособлений, гарантирующих безопасность зрителей;
8) находиться под спускаемыми или подвешиваемыми цирковыми аппаратами, тяжелым реквизитом или другими грузами.
531. Длительность перерывов между репетициями и выступлениями в номерах, связанных с повышенной физической нагрузкой, должна составлять не менее трех часов.
Между представлениями работникам необходимо предоставлять перерыв не менее двух с половиной часов.
В нерабочие праздничные и выходные дни, а также в дни школьных каникул, когда артисты могут участвовать в трех представлениях, перерыв между ними должен быть не менее полутора часов. Перерывы от окончания вечерних и до начала утренних представлений - не менее десяти часов.
532. Выступления в воздушных номерах допускаются не более двух раз в день. Допускается трехразовая работа в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в дни школьных каникул при условии снижения физической нагрузки за счет упрощения трюков, сокращения их количества и времени исполнения.
533. Запрещаются выступления артистов в гриме, покрывающем большую часть тела, чаще двух раз в день. Покрывать значительную поверхность кожи (более 20%) гримировочными составами разрешается не ранее, чем за 30 минут до начала выступления, снимать грим необходимо сразу после выступления.
534. После заболеваний, травм, а также перед началом работы на новом манеже артистам, участвующим в номерах с повышенной физической нагрузкой, необходимо предоставлять время для репетиций и восстановления физической формы. Длительность этого времени определяется инспектором манежа и руководителем (коллектива, аттракциона, циркового номера).