IV. Требования охраны труда при лове рыбы промысловыми
судами бортового траления
56. При выводе траловых досок за борт на штатные места необходимо:
1) остановить промысловое судно бортового траления (далее - судно бортового траления);
2) вывести траловые доски поочередно.
Руководство работой по выводу траловых досок осуществляется старшим мастером по добыче.
57. При включении или отключении траловых досок необходимо:
1) траловые доски включать или отключать поочередно по команде мастера по добыче после того, как барабаны траловой лебедки будут застопорены;
2) выбирать и травить ваеры между отдельными операциями по включению или отключению траловых досок на самой малой скорости плавно, без рывков;
3) при выполнении операций крепления досок на стопорные цепи и отдачи их, а также включения и отключения гаков шкентелей досок выборку или травление ваеров прекратить, траловую лебедку остановить, а ее барабаны застопорить;
4) для безопасного включения и выключения гака шкентеля доски ваерам дать достаточную слабину;
5) забрасывание и выведение переходных концов производить при помощи багра с длинным древком;
6) траловые доски крепить на стопорные цепи только после того, как они правильно подойдут к борту судна;
7) при взятии траловых досок на стопорную цепь ее нужно забрасывать за обе дуги доски.
58. При взятии ваеров на стопор или отдаче их со стопора необходимо:
1) гак мессенджера забрасывать на носовой ваер после того, как травление или выборка ваеров будет приостановлена, барабаны траловой лебедки застопорены, а ход судна уменьшен до самого малого;
2) работнику, забрасывающему гак мессенджера на носовой ваер, выполнять эту операцию в предохранительном поясе со страховочным концом;
3) после захвата гаком мессенджера кормового ваера скорость выборки мессенджера уменьшить до самой малой;
4) взятие ваеров на цепной стопор-блок производить только после того, как гак мессенджера подойдет с ваерами к фальшборту и выборка мессенджера будет прекращена;
5) операцию взятия ваеров на стопор выполнять вдвоем;
6) цепь стопор-блока заводить снизу ваеров, кольцо и чеку необходимо закрепить;
7) гак мессенджера снимать с ваеров только после взятия их на стопор; для безопасного снятия гака мессенджер осторожно и плавно стравить лебедкой пока ваеры не "сядут" на стопор-блок;
8) перед отдачей ваеров со стопора работников удалить в безопасное место, а ход судна бортового траления сбавить до малого или остановить;
9) лицу, отдающему ваеры с цепного стопор-блока, эту операцию выполнять при помощи легкого ломика длиной 75 см и находиться при этом на расстоянии вытянутой руки от стопор-блока в сторону носа судна.
59. Во время траления вахтенный мастер по добыче обязан постоянно следить за натяжением ваеров и ленточными тормозами траловой лебедки.
60. В случае задева трала вахтенный мастер по добыче обязан:
1) предупредить членов судового экипажа, находящихся в районе промысловой палубы и ближайших опасных местах;
2) доложить вахтенному помощнику капитана и вызвать старшего мастера по добыче;
3) вытравить необходимое количество ваеров до получения ими достаточной слабины.
61. Члены судового экипажа, находящиеся в районе промысловой палубы и ближайших опасных местах, получив предупреждение о задеве трала, должны немедленно укрыться в безопасное место и находиться там до тех пор, пока не будет дано разрешение покинуть его.
62. При тралении запрещается:
1) переходить через ваеры, пролезать под ними, прикасаться к ним частями тела, использовать их в качестве опоры и находиться между ними;
2) находиться под подвесными блоками траловых дуг;
3) находиться вблизи палубных (центральных и бортовых) роликов, прикасаться к ним, садиться на них;
4) перегибаться через планширь рабочего борта.
63. Квартропы и вытяжные концы следует доставать багром с длинным древком, а линь дележного стропа таким же багром или "кошкой".
64. Перед окончанием выборки квартропов, вытяжных концов и линей скорость их выборки должна быть снижена до самой малой.
65. Если масса улова превышает грузоподъемность грузовых устройств, его необходимо поднимать по частям.
66. Подъем мешка на борт должен производиться при натянутых над палубой вожжах.
67. При развязывании гайтана мешок с уловом должен быть опущен на палубу.
68. Подъем мешка для выгрузки рыбы должен производиться только после того, как работник, развязывающий гайтан, отойдет в безопасное место.
69. При подъеме-спуске трала и выгрузке улова запрещается:
1) при выметке сетной части находиться между ней и фальшбортом рабочего борта, становиться на нее и бобинцы, браться за сетную часть и поправлять ее руками на планшире и за бортом;
2) во время спуска или подъема грунтропа находиться между ним и фальшбортом, под поднятыми бобинцами и блоками, находящимися под нагрузкой;
3) во время выборки мессенджера и крепления ваеров на стопор-блок находиться на палубе рабочего борта в районе от траловой лебедки до стопор-блока;
4) при спуске-подъеме трала, оснащенного щитками, находиться между щитками и фальшбортом рабочего борта, а также между оттяжками щитков и фальшбортом рабочего борта;
5) при вытравливании квартропов и линей удавного и дележного стропов переходить через них, пролезать под ними, прикасаться к ним, находиться ближе 1 м от бухт и становиться на них;
6) при подъеме мешка и выгрузке улова находиться на пути движения мешка, под ним, между мешком и фальшбортом, надстройками, а также под блоками, находящимися под нагрузкой;
7) использовать ломы и свайки при остропке мешка;
8) находиться у траловых дуг до появления из воды траловых досок при подъеме трала или после включения траловых досок при спуске трала;
9) при выполнении операций по включению и отключению траловых досок находиться под подвесными роликами, между лапами дуг, между дугой и фальшбортом, влезать на дугу, траловую доску или фальшборт, прикасаться к движущимся и находящимся под натяжением ваерам, переходить через них, пролезать под ними и использовать их в качестве опоры.
70. При вываливании за борт центральных бобинцев запрещается стоять под стрелой, бобинцами, а также между ними и фальшбортом и на вытравливаемых за борт сетях. В случае необходимости в дополнение к джильсону (вытяжному концу) следует использовать шкентель стрелы.
При волнении центральные бобинцы должны вываливаться за борт при помощи патента стрелы и джильсона (вытяжного конца).