XIV. Требования охраны труда при эксплуатации дорожных
машин и технологического оборудования
177. При проведении дорожных работ с использованием дорожных машин работодателем должен реализовываться комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению их безопасной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта в соответствии с требованиями технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя и Правил.
178. Рабочие места машинистов дорожных машин и операторов технологического оборудования следует содержать в чистоте и обеспечивать обтирочным материалом, инвентарем для чистки, которые должны храниться в специально оборудованных местах. Для очистки оборудования, рабочих мест и спецодежды надлежит применять пылесосные установки. Использовать для этих целей сжатый воздух запрещается.
179. На работающих дорожных машинах должны отсутствовать посторонние предметы, а в зоне их работы - посторонние лица.
В кабинах дорожных машин запрещается хранить топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, а также промасленный обтирочный материал.
180. Осмотр, ремонт и обслуживание дорожных машин и технологического оборудования следует производить после их остановки и принятия мер, исключающих ошибочное или самопроизвольное включение.
181. Ремонт технологического оборудования должен производиться при обесточенной линии. Во время ремонта на пусковом устройстве должна быть вывешена табличка "Не включать! Работают люди".
182. Работать на дорожных машинах, а также на технологическом оборудовании с неисправными или снятыми ограждениями движущихся и вращающихся частей запрещается.
183. Работы и перемещение дорожных машин в опасной зоне линий электропередач должны осуществляться под руководством должностного лица, фамилия которого указана в наряде-допуске.
Работа дорожных машин (в том числе погрузчиков, экскаваторов, стреловых кранов) непосредственно под проводами воздушных линий электропередач, находящихся под напряжением, запрещается.
184. При проезде под линиями электропередач (далее - ЛЭП) рабочие органы дорожных машин должны ставиться в транспортное положение.
Передвижение дорожных машин вне дорог под линиями электропередач следует осуществлять в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).
185. Работа стрелового крана под неотключенными контактными проводами городского электротранспорта допускается только под руководством должностного лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ. Кран должен быть заземлен, а расстояние между стрелой крана и контактными проводами должно быть не менее 1 м.
186. Перегон дорожных машин собственным ходом допускается только после проверки их исправности.
187. При переезде дорожных машин через реки и ручьи вброд следует убедиться, что их глубина не превышает высоты гусеницы гусеничных машин или расстояния до осей колесных машин. Выбранное место переезда должно иметь твердое основание.
188. При возведении насыпи или разработке карьера на связных грунтах расстояние от их верхних бровок (уступов) до гусениц (колес) бульдозера, автогрейдера, скрепера, автомобиля-самосвала и экскаватора должно быть не менее 1 м. При работе на несвязных грунтах опасная зона для перечисленных типов машин должна быть увеличена в 1,5 раза.
189. При разработке, транспортировании, разгрузке, планировке и уплотнении грунта двумя и более самоходными или прицепными дорожными машинами, идущими друг за другом, расстояние между ними должно быть не менее 5 м.
190. Разравнивать грунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более 1,5 м необходимо с особой осторожностью и под наблюдением должностного лица, назначенного работодателем ответственным за безопасное производство работ.
Расстояние между бровкой земляного полотна и внешними (по ходу) колесами автогрейдера или гусеницей трактора должно быть не менее 1 м.
191. Работа грейдер-элеватора допускается в жесткой сцепке с трактором путем непосредственного присоединения к его прицепной серьге.
192. Изменять углы захвата и резания дискового плуга, а также угол наклона транспортера грейдер-элеватора разрешается только после полной остановки машины.
193. При погрузке грунта на транспортные средства грейдер-элеватором верхний край ленты транспортера грейдер-элеватора необходимо поднять на высоту, обеспечивающую подъезд транспортных средств под транспортер.
Зазор между верхней головкой транспортера и уровнем бортов транспортного средства должен быть не менее 0,5 м.
При погрузке грунта в автомобиль-самосвал транспортер грейдер-элеватора в момент приближения кабины автомобиля к потоку грунта должен быть выключен.
194. Запрещается работа грейдер-элеватора:
1) при неисправном механизме для очистки ленты и звуковом сигнале;
2) в дождливую погоду (кроме работы на песчаных грунтах);
3) при отсутствии освещения в темное время суток;
4) при наличии работников в кузове транспортного средства.
195. При работе профилировщика-распределителя и грунтосмесительной машины запрещается:
1) подтягивать болты на включенных вибраторах;
2) снимать ограждения и настилы и работать без них;
3) выполнять любые работы при работающем генераторе;
4) отключать вибратор, если вибробрус не лежит на основании;
5) вставать на кожух ротора, вибробруса или транспортерную ленту, а также находиться в зоне действия рабочих органов;
6) регулировать натяжение ремней вибратора или поправлять их при работающем вибробрусе;
7) заправлять грунтосмесительную машину водой из автоцистерны на ходу;
8) прочищать форсунки распределительной системы во время ее работы.
Очистку ротора и смену лопаток необходимо производить после установки ротора на прочные инвентарные подкладки и отключения двигателя грунтосмесительной машины.
196. Площадка, на которой работает экскаватор, должна быть спланирована и иметь уклон не более 5°. При больших уклонах во избежание самопроизвольного перемещения экскаватор должен закрепляться специальными инвентарными упорами.
197. Одновременная работа двух экскаваторов на уступах, расположенных один над другим, допускается только в том случае, если интервал между экскаваторами по фронту работ будет не менее 10 м плюс радиус действия рабочего оборудования двух экскаваторов.
198. В случае обнаружения в грунте кабеля, труб или других подземных коммуникаций и неизвестных предметов необходимо немедленно прекратить работу и сообщить руководителю работ.
При обнаружении в разрабатываемом грунте крупных камней и других предметов, мешающих движению или работе землеройной машины, необходимо ее остановить и удалить препятствие.
Если крупные камни находятся на откосах выемок и забоев, то землеройную машину следует отвести на безопасное расстояние, а затем камни удалить.
199. Во время работы экскаватора запрещается:
1) менять вылет стрелы при заполненном ковше;
2) подтягивать груз с помощью стрелы;
3) находиться под ковшом или стрелой;
4) работать со стороны забоя;
5) перемещать ковш над кабиной автомобиля-самосвала;
6) осуществлять передвижение экскаватора с груженым ковшом;
7) находиться работникам в радиусе действия стрелы экскаватора плюс 5 м.
200. При загрузке автомобилей-самосвалов экскаваторами должны соблюдаться следующие требования:
1) ожидающий загрузку автомобиль должен находиться за пределами радиуса действия стрелы экскаватора плюс 5 м и становиться под загрузку после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;
2) находящийся под загрузкой автомобиль должен быть заторможен и находиться в пределах видимости машиниста экскаватора;
3) загрузка грунта в кузов автомобиля должна производиться только сзади или сбоку;
4) высота падения груза должна быть минимальной и во всех случаях не превышать 3 м;
5) груженый автомобиль следует отводить после разрешающего сигнала машиниста экскаватора.
201. При отсутствии у автомобиля-самосвала защитного козырька над кабиной, его водитель обязан выйти на время загрузки из кабины и находиться за пределами максимального радиуса действия ковша экскаватора плюс 5 м.
202. При работе автомобиля-самосвала на линии запрещается:
1) движение с поднятым кузовом;
2) ремонт и разгрузка под ЛЭП;
3) движение в пунктах загрузки задним ходом более 30 м (за исключением работ по проведению траншей);
4) переезд кабелей, уложенных на почве и не огражденных специальными предохранительными устройствами;
5) перевозка посторонних лиц в кабине;
6) выход из кабины до полного подъема или опускания кузова;
7) движение вдоль железнодорожных путей на расстоянии менее 5 м от ближайшего рельса;
8) эксплуатация с неисправным пусковым устройством двигателя;
9) остановка и стоянка на уклоне и подъеме.
В случае остановки автомобиля-самосвала на уклоне или подъеме вследствие технической неисправности водитель обязан принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля.
Во всех случаях при движении автомобиля-самосвала задним ходом должен подаваться звуковой сигнал.
203. Во время работы асфальтоукладчиков и катков запрещается:
1) находиться в зоне действия рабочих органов машин;
2) входить на площадки управления до полной остановки машин;
3) регулировать работу уплотняющих органов;
4) оставлять без присмотра машины с работающими двигателями;
5) ремонтировать шнеки, питатели и другие механизмы машин.
204. Перед началом движения асфальтоукладчиков и катков, а также при изменении направления их движения, скорости, торможении, остановках необходимо подавать предупредительный звуковой сигнал.
205. Запрещается работа дорожных машин на расстоянии менее 20 м от открытых складов топлива.
206. По окончании работы дорожные машины следует отвести на специально отведенное место, чтобы не создавать препятствий движению транспорта, заглушить двигатель, выключить муфту сцепления, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение, застопорить машину, опустить ее рабочие органы на землю.
207. Зона работы дорожных машин и используемого технологического оборудования в темное время суток должна быть освещена.
208. Заправлять систему охлаждения двигателей самоходных дорожных машин антифризом необходимо с помощью насосов.
209. Запрещается:
1) переливать антифриз через шланг путем засасывания ртом;
2) применять открытое пламя (факелы, паяльные лампы) для отогрева радиаторов, топливопроводов и маслопроводов, редукторов и других элементов дорожных машин.
210. При совместной работе или транспортных перемещениях дорожных машин расстояние между машинами должно быть не менее 10 м.
211. В случае движения автомобиля по наледи необходимо учитывать ее недостаточную прочность и плохую видимость из-за тумана. Двигаться следует по возможности без остановок, рядом с колеей идущего впереди на расстоянии 5 - 10 м автомобиля.
212. Для движения автомобилей по снежной целине следует выбирать возвышенные участки местности, на которых снежный покров менее глубокий. При этом следует двигаться по проложенной колее, не отклоняясь в сторону.
Вождение головного автомобиля следует поручать наиболее опытному водителю.
213. Автомобили, следующие за головной машиной, должны двигаться на дистанции не менее 30 м, не отклоняясь в сторону.
При движении нельзя допускать резких изменений оборотов коленчатого вала двигателя, так как это вызывает пробуксовку колес, вследствие чего нарушается целостность поверхностного уплотненного слоя снега в колее.
Скорость движения не должна превышать 40 км/ч.