IX. Требования охраны труда при проведении строительства
автомобильных дорог на болотах
116. Для обеспечения проходимости дорожной техники по слабой торфяной толще до начала производства работ необходимо:
1) определить несущую способность торфяной залежи;
2) назначить минимальную допустимую толщину промерзшего слоя, обеспечивающую безопасность прохода техники по торфяной залежи;
3) установить продолжительность промораживания торфяной залежи на требуемую глубину;
4) назначить допустимые удельные давления на грунт гусеничного трактора;
5) установить допустимое время стоянки землеройной техники на одном месте при отрицательных температурах воздуха в соответствии с величиной коэффициента запаса прочности промерзшего болотного грунта.
117. В летнее время работы на топких болотах должны проводиться группой работников в составе не менее чем из трех человек, оснащенных шестами диаметром 5 - 6 см и длиной не менее 5 м.
К поясу работника должна быть прикреплена карабином страховочная веревка (без узлов), выдерживающая нагрузку не менее 180 кгс.
118. Встречающиеся в болотистой местности "окна" следует обходить.
В случае провала в "окно" не делать резких движений и продолжать держаться за шест, положенный горизонтально поперек "окна". Помощь провалившемуся должна оказываться с прочного безопасного места с помощью веревки или длинного шеста.
При переходе опасных топких мест необходимо делать настилы (гати) из жердей и веток.
119. Передвижение по топям и марям должно осуществляться "след в след" с интервалами между идущими не менее 2 - 3 м с обязательным применением "медвежьих лап" или плетеных лыж, страховочных веревок и шестов. Крепления "медвежьих лап" и плетеных лыж к обуви должны быть легкосъемными, а тесемки следует завязывать узлом, освобождаемым натягиванием одного из концов тесемки.
120. Передвижение "след в след" по торфяным болотам, образовавшимся на месте бывших озер, а также по болотам с малой прочностью верхнего слоя запрещается.
121. Через зыбкие торфяные болота следует переходить при взаимной страховке веревкой (связкой) с интервалом 8 - 10 м.
122. На лесных болотах следует остерегаться заклинивания ног между корнями деревьев. Кочковатые болота следует переходить по кочкам с шестом.
123. Перед началом работы дорожной техники на болоте непромерзшие участки должны быть обозначены хорошо видимыми вешками, указателями и знаками.
124. На болотах с низкой несущей способностью следует проводить искусственное промораживание поверхности на глубину не менее 40 см способами, предусмотренными ППР (очистка от снега, проминка, намораживание, армирование хворостом).
Проводить работы на непромороженном необследованном болоте, а также в темное время суток запрещается.
125. Мероприятиями, обеспечивающими безопасное движение дорожной техники по заболоченной местности, являются:
1) предварительное обследование мест предполагаемого передвижения дорожно-строительной техники по торфяникам и определение вероятности опасных выделений и скоплений болотного газа, газолина и других нефтепродуктов;
2) снабжение дорожных машин на гусеничном ходу люками в крыше кабины (или наличие открытых дверей в кабине).
126. Заболоченные участки и болота следует преодолевать на гусеничных машинах, предварительно убедившись в проходимости участков, кратчайшим путем и в направлении с минимальным количеством поворотов.
До подхода к заболоченному участку необходимо выбирать оптимальную передачу, до минимума снизив необходимость переключения скорости. Во время движения не допускается резко менять частоту вращения двигателя во избежание пробуксовывания гусеничных цепей.
127. Запрещается передвижение гусеничных машин с работниками по горелому лесу или лесу с большим количеством сухостойных деревьев. В этих случаях работники должны идти за машиной на расстоянии не менее 100 м, надев защитные каски.
128. Для разбивки пионерной траншеи и полосы отвода бригада работников должна быть укомплектована универсальным тракторным агрегатом с лебедкой, бульдозером, корчевателями-собирателями, двухотвальным снегоочистителем и бензомоторными пилами.
При выполнении подготовительных работ и пробивки пионерной траншеи бригада работников должна иметь комплекты спасательных средств (пояса, жилеты, веревки, шесты, а также, при необходимости, лодки).
129. За механизированной колонной должны идти работники, которые ставят указательные знаки, обставляют полосу отвода вехами, укладывают на отдельных участках выравнивающий слой из грунта в ямах, образовавшихся после удаления деревьев и пней.
Расчистку полосы отвода от леса, кустарника и корчевку пней надлежит выполнять в дневное время.
Запрещается производить расчистку и перемещаться за границами полосы отвода.
130. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств до начала выполнения дорожных работ должны быть сооружены подъездные пути к карьерам торфа, грунта и участкам работ.
В зимнее время подъездные пути необходимо систематически очищать от снега, а на кривых участках и участках с уклонами посыпать противоскользящими материалами.
131. При сооружении временных дорог через болота необходимо:
1) выравнивать поверхность будущей дороги путем подсыпки грунта либо укладки древесных остатков. Запрещается выравнивать поверхность срезкой неровностей;
2) при отсутствии на полосе будущей дороги целостной моховой дернины усиливать основание дорожного полотна укладкой хворостяной выстилки;
3) мелкий лес и кустарник на полосе будущей дороги прижимать к земле продольными проходами бульдозера.
132. Для организации безопасного движения на временных дорогах необходимо предусматривать:
1) установку предупреждающих дорожных знаков и вех, ограничивающих ширину полотна временной дороги, а при снегопадах и метелях - установку вех с двух сторон подъездных путей через каждые 20 м;
2) обеспечение строительных подразделений дежурными тягачами для буксировки машин и средствами связи;
3) наличие проводников для сопровождения автомобильных колонн на опасных участках;
4) контроль за скоростью движения и интервалами между машинами, за состоянием проезжей части временной дороги;
5) оперативное устранение возникающих дефектов на проезжей части временной дороги.