V. Требования охраны труда при нахождении в тоннелях,
на наземных (эстакадных) участках, парковых путях
50. Проход в служебные помещения, расположенные на уровне платформы за первыми торцевыми дверями, разрешается только по служебному мостику после остановки на станции прибывающего поезда или после проследования уходящего со станции поезда. Проход в помещения, вход в которые расположен в непосредственной близости от края платформы, разрешается после остановки на станции прибывающего поезда или после проследования уходящего со станции поезда.
51. Работодатель должен обеспечить учет входа и выхода в тоннель, на наземные и эстакадные участки, парковые пути.
52. Проход в тоннели, на наземные и эстакадные участки, парковые пути и пребывание там разрешается только в сигнальных жилетах со светоотражающими элементами и при наличии сигнальных фонарей (на группу - 2 фонаря), а на наземные участки и парковые пути в светлое время суток - сигнальных флагов (красных и желтых).
53. При нахождении в тоннеле, на наземных и эстакадных участках, парковых и деповских путях, предъявляются особые требования к одежде и обуви:
1) одежда не должна стеснять движения, должна быть застегнута;
2) нельзя носить одежду с длинными развевающимися полами, которые могут зацепиться за выступающие части подвижного состава;
3) головной убор или капюшон куртки не должен препятствовать восприятию звуковых и визуальных сигналов;
4) обувь должна быть удобной, исключающей возможность травмирования (нельзя находиться на путях в тапочках, сандалиях и другой легкой открытой обуви, каблук обуви должен быть устойчивым).
54. При нахождении в тоннелях, на наземных и эстакадных участках, парковых и деповских путях для обеспечения слышимости звуковых сигналов запрещено пользоваться звуковоспроизводящими устройствами, телефонами и другими средствами связи через наушники, а также вести не служебные переговоры, используя данные устройства.
55. При проходе в тоннель, на наземные и эстакадные участки, парковые пути во время движения поездов и (или) наличия напряжения на контактном рельсе работник может иметь при себе служебную сумку, приборы или инструменты, размеры которых не превышают 65 x 35 x 20 см, и инструмент длиной до 170 см.
Проход с более громоздкими предметами разрешается только при снятом напряжении с контактного рельса.
56. Спуск со станционной платформы на путь и подъем на платформу разрешается только по специальным лестницам, расположенным в торцах пассажирских платформ станции.
57. При проходе в тоннеле, на наземных и эстакадных участках необходимо следовать со стороны противоположной контактному рельсу, по парковым путям по возможности следовать со стороны противоположной контактному рельсу. В случаях, предусмотренных технологией производства работ, при проходе внутри колеи проявлять особую осторожность, не наступать на элементы стрелочных переводов, рамные рельсы.
58. Проход локомотивных бригад (машинистов) на главные или станционные пути на приемку или постановку подвижного состава по возможности осуществлять по вагонам подвижного состава.
59. Переход с одного пути на другой разрешается только в специально установленных местах, оборудованных переходными мостиками (ходками).
Переходить через контактный рельс следует в специально оборудованных местах, где с обеих сторон контактного рельса имеются банкетки или иные устройства (приспособления), обеспечивающие безопасный проход работников.
60. Запрещается садиться и вставать на защитный короб контактного рельса, на ходовые рельсы, напольные устройства программ автоведения, элементы стрелочного перевода и другие предметы и устройства, находящиеся в непосредственной близости от пути, прикасаться к токоприемникам и другим токоведущим частям вагонов, коробу контактного рельса и кронштейнам подвески контактного рельса, даже в период отсутствия напряжения на контактном рельсе.
61. Во избежание поражения электрическим током при наличии напряжения на контактном рельсе запрещается прикасаться одновременно к ходовому рельсу и тюбинговой обделке.
62. При нахождении на пешеходной дорожке эстакадного участка необходимо соблюдать осторожность в связи с наличием зазора между пешеходной дорожкой и ограждением, а также выступающих с левой стороны реперных знаков и табличек.
63. При нахождении в тоннеле, а также в районе рампы необходимо обращать внимание на звонки громкого боя, извещающие о приближении поезда, при нахождении в районе стрелочных переводов и соединительных ветвей необходимо следить за возможным приближением поезда с любого направления.
64. Находясь в тоннеле необходимо заранее выбрать безопасное для укрытия для пропуска поезда место (ниша, путевой ходок, банкетка, трубопровод, выступы тоннельной обделки), противоположное контактному рельсу.
Для пропуска поезда необходимо выйти из габарита подвижного состава, подать в сторону приближающегося поезда сигнал "Внимание люди!" прозрачно-белым огнем сигнального фонаря. Пропуская подвижной состав, следует держаться за кабельные кронштейны, трубы, ребра тюбингов. Держаться за кабель запрещается.
На двухпутных участках, где пути расположены в непосредственной близости друг от друга, независимо от того, по какому пути движется поезд, для его пропуска необходимо встать в безопасное место и дождаться пока он проследует.
65. В тоннелях, на наземных и эстакадных участках, парковых и деповских путях в местах отсутствия служебных мостиков (банкеток, сходных приспособлений) посадка и высадка работников из подвижного состава осуществляется после полной остановки состава, по штатным ступеням, располагаясь к подвижному составу лицом и держась обеими руками за поручни. Спрыгивать из подвижного состава или со штатных ступеней подвижного состава запрещается.
66. Пребывание людей в тоннелях, на наземных и эстакадных участках, парковых путях в период движения электропоездов и (или) наличия напряжения на контактном рельсе запрещено, за исключением случаев устранения неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов или вызывающих нарушение нормальной работы метрополитена, и выполнения работ, предусмотренных технологическим процессом.
Перечень объектов, на которые в период движения электропоездов и (или) наличия напряжения на контактном рельсе разрешается проход (проезд) для выполнения плановых работ по осмотру, содержанию и ремонту оборудования и устройств, и порядок прохода (проезда) устанавливается работодателем.
67. Работники, обладающие правом прохода в тоннель, на наземные и эстакадные участки, парковые пути в период движения электропоездов и (или) наличия напряжения на контактном рельсе, должны иметь об этом отметку в служебном удостоверении (пропуске).
68. Одновременный пропуск работников в тоннель, на наземный и эстакадный участок, парковые пути во время движения электропоездов и (или) при наличии напряжения на контактном рельсе разрешается группами от двух до пяти человек. При пропуске нескольких групп интервал между ними должен быть не менее интервала между поездами.
Как исключение, разрешается проход (проезд) в тоннель, на наземный и эстакадный участок, парковые пути одному работнику во время движения электропоездов и (или) при наличии напряжения на контактном рельсе для проверки свободности пути, перевода централизованной стрелки вручную и запирания стрелки на стрелочную закладку и навесной замок, выдачи копии приказа поездного диспетчера, приемки (постановки) подвижного состава в длительный отстой, установки сигнала остановки. Перечень профессий и должностей, имеющих право прохода (проезда) в тоннель, на наземные и эстакадные участки, парковые пути в период движения электропоездов и (или) наличия напряжения на контактном рельсе в одно лицо устанавливается работодателем.
69. Проход в тоннель, на наземный и эстакадный участок (выход из тоннеля, наземного и эстакадного участка) во время движения электропоездов и (или) при наличии напряжения на контактном рельсе осуществляется при условии отсутствия движения подвижного состава по маршруту следования работника до захода работника в безопасное место (банкетка, ниша, соединительная ветвь, подвижной состав, перекачка, подстанция, релейная, станция). Порядок прохода (выхода) и безопасное расстояние пешего прохода от торцевой двери до места безопасного нахождения работника определяет работодатель с учетом безопасного прохода работника и минимального интервала между поездами, регламентированного графиком движения поездов. Если расстояние от торцевой двери до места безопасного нахождения более установленного работодателем, то доставка работника должна осуществляться на поезде.
В случае выезда из тоннеля, наземного и эстакадного участка работник до прибытия поезда должен находиться в безопасном месте и подавать в сторону приближающегося поезда сигнал "Внимание люди!" прозрачно-белым огнем сигнального фонаря.
Находиться на сходном служебном мостике в период движения электропоездов запрещается. Подниматься на сходный служебный мостик разрешается после полной остановки поезда и поданного машинистом звукового сигнала "Стой" (три коротких звука). Машинист приводит поезд в движение после посадки всех работников в вагон.
70. Заезд и выезд работников на действующие пункты технического обслуживания электроподвижного состава, расположенные на станционных путях, производится только на поезде.
71. Пребывание работников во время движения поездов в тоннелях стесненного габарита приближения строений метрополитена, на отдельных участках стесненного габарита в тоннелях и негабаритных местах (далее - тоннель стесненного габарита) запрещается.
В случае необходимости во время движения электропоездов выхода на путь тоннеля стесненного габарита работники доставляются туда на поезде, после высадки работников на путь поезд стоит до окончания работ.
72. При нахождении людей непосредственно на пути следования подвижного состава локомотивная бригада (машинист) должна убедиться в их уходе с пути, получить подтверждение прозрачно-белым огнем сигнального фонаря (или желтым сигнальным флагом на улице в светлое время), что люди находятся вне габарита подвижного состава. При отсутствии сигнала локомотивная бригада (машинист) принимает меры к остановке подвижного состава до находящихся на пути людей.
73. При движении по парковым путям локомотивная бригада (машинист) должна проявлять бдительность, своевременно подавать оповестительные сигналы, держать открытым окно кабины управления, или приоткрытую и зафиксированную специальным устройством дверь кабины машиниста, для восприятия указаний, передаваемых по громкоговорящему оповещению.