XXI. Требования охраны труда при проектировании
судового оборудования
405. При проектировании палубного оборудования и приспособлений:
1) палубы в районах проходов и размещения швартовных, буксирных устройств и спасательных средств (а также наклонные участки палуб буксиров) должны иметь поверхности, предотвращающие скольжение;
2) в трюмах универсальных судоходных судов должны быть предусмотрены приспособления для крепления транспортных грузов. Приспособления не должны мешать передвижению по настилу трюма или выходить за габариты набора;
3) на грузоподъемных устройствах (кранах, стрелах) должны быть гаки, исключающие возможность самопроизвольной отстропки;
406. При проектировании швартовных и якорных устройств:
1) взаиморасположение и высота установки киповых планок роульсов, клюзов, кнехтов и швартовных механизмов должны быть такими, чтобы:
обеспечивалась проводка швартовых канатов с турачек и барабанов швартовных механизмов и лебедок на соответствующие клюзы или киповые планки без применения направляющих роульсов или с минимальным их количеством;
отсутствовала необходимость перехода через швартовые канаты, находящиеся под напряжением, или перехода под ними;
обеспечивался заход швартовых канатов на турачку под углом 90° к ее оси и на кнехт под углом не менее 80° к оси тумбы кнехта в вертикальной плоскости;
отсутствовало переламывание на реборде барабана швартовного каната, сходящего с барабана швартовной лебедки;
исключалась невозможность соскальзывания канатов, находящихся под натяжением, с роульсов или киповых планок;
отсутствовало соприкосновение натянутых швартовных канатов с острыми кромками судовых конструкций;
обеспечивалось безопасное наложение стопоров, перенос и закрепление швартовных канатов на кнехт;
2) турачки швартовных механизмов должны находиться на такой высоте, чтобы не затруднять обслуживание при наложении на них шлагов швартовных канатов при закладке швартовных канатов. Если верхний край горизонтальной турачки швартовного механизма находится на расстоянии более 1300 мм от палубы, а вертикальной турачки - более 1500 мм, то должны быть предусмотрены помосты соответствующей высоты. На торцевую поверхность турачки должны быть нанесены цвета безопасности.
Для работы на коренном конце у турачек швартовных механизмов должно быть обеспечено свободное пространство на палубе, не загроможденное никакими конструкциями и устройствами на расстоянии не менее 2500 мм от ближайшей точки образующей турачки по линии натяжения каната;
3) расстояние между кнехтами и ближайшими бортовым швартовными клюзами должно быть не менее 1500 мм <2> (считая от кромки клюза до ближайшей тумбы кнехтов).
--------------------------------
<2> Не относится к кнехтам с вращающимися тумбами.
Не допускается устанавливать кнехты ближе 800 мм (на малых судах - ближе 600 мм) от якорных цепей (от линии "якорный механизм - палубный якорный клюз"), а также ближе 400 мм (200 мм - для судов внутреннего водного транспорта) от фальшборта или других рядом стоящих конструкций. При невозможности выполнения такой нормы без нарушения минимальной ширины прохода необходимо предусмотреть вырез в фальшборте.
Не допускается устанавливать наклонные кнехты (V-образные).
Выступающие над палубой коробчатые фундаменты кнехтов следует закрывать со всех четырех сторон;
4) на судах должны устанавливаться автоматические швартовные лебедки. Общее количество швартовных канатов, заводимых с одно- и двухбарабанных лебедок, должно обеспечивать стоянку судов в портах. В случае невозможности разместить требуемое число швартовных лебедок или при их нецелесообразности рекомендуется устанавливать кнехты с вращающимися тумбами или другие устройства для механизации работ по числу канатов, предусмотренных характеристикой снабжения судна;
5) на комингсах люков помещений, предназначенных для хранения канатов, должны быть предусмотрены приспособления (роульсы или другие), предотвращающие повреждение канатов;
6) вьюшки следует располагать по возможности на одной палубе со швартовными устройствами и на обоих бортах судна (или в диаметральной плоскости), то есть так, чтобы исключалась необходимость переноса канатов с противоположного борта.
В случае необходимости расположения вьюшек на вышерасположенной палубе следует устанавливать металлические ролики или подушки для предотвращения трения канатов о надстройку, комингсы.
Вьюшки допускается устанавливать против трапов, выходов из помещений на расстоянии не менее 1000 мм;
7) судовые вьюшки должны иметь тормозные и фиксирующие устройства. Тормозные устройства должны иметь педальное управление.
Педали ножного тормоза не допускается устанавливать со стороны выхода каната с вьюшки. К тормозам должен быть обеспечен проход шириной не менее 600 мм;
8) усилия для вращения вьюшки должны составить не более 120 Н (12 кгс) на одного человека;
9) реборды барабанов вьюшек должны иметь диаметр, не менее чем на 100 мм превышающий диаметр барабана с намотанным полностью канатом. Их следует делать без спиц, в виде сплошных кругов.
Расстояние между ребордами и палубой должно быть не менее 100 мм. Высота оси вьюшки и длина рычага рукоятки должны быть подобраны таким образом, чтобы в нижнем положении рукоятка находилась не ниже 500 мм, а в верхнем - не выше 1500 мм от палубы;
10) крепление съемных рукояток должно исключать возможность их соскакивания с валов в процессе работы. На рукоятки должны быть надеты свободно вращающиеся облицовки;
11) у вьюшек, вращение которых осуществляется за поручни, расположенные на ребордах, диаметр последних (включая поручень-рукоятку) должен быть не менее чем на 300 мм больше диаметра барабана с полностью намотанным канатом.
Поручень-рукоятка на таких ребордах может крепиться непосредственно к реборде или при помощи стоек-спиц высотой 80 - 100 мм. Диаметр поручня должен быть 25 - 35 мм;
12) для укладки растительных канатов следует устанавливать решетчатые банкетки;
13) стопоры якорных цепей должны располагаться таким образом, чтобы высота рукоятки винтового стопора или рукоятки пала закладного стопора в верхнем положении была не более 1500 мм от палубы. При большей высоте должны быть предусмотрены повышающие рабочее место площадки с противоскользящим настилом;
14) для промывки якорной цепи в клюзах должна быть предусмотрена стационарная система подачи воды под давлением. На судах вместимостью менее 1000 регистровых тонн допускается обмыв якорной цепи пожарным шлангом;
15) палубные якорные клюзы при внутреннем диаметре клюзовой трубы более 500 мм (для судов внутреннего водного транспорта - 300 мм) должны закрываться откидными или сдвижными крышками, стопорящимися от их самопроизвольного перемещения. Усилие открытия крышки вручную не должно превышать 160 Н (16 кгс) (для судов внутреннего водного транспорта - 120 Н);
16) если внутренний диаметр якорной клюзовой трубы составляет 500 мм и более, то палубные якорные клюзы должны иметь леерное ограждение с трех свободных от якорной цепи сторон высотой не менее 1000 мм с одним промежуточным леером;
17) в оконечностях судов, имеющих развернутый или высокий фальшборт, должны быть предусмотрены поднятые над палубой площадки, позволяющие при необходимости наблюдать за подъемом якоря и положением его в клюзе, за швартовными канатами, буксирами. Площадки должны иметь сплошной нескользкий (рифленый) настил. Длина площадки должна быть не менее 400 мм, ширина - не менее 300 мм. Если планширь фальшборта расположен на высоте менее 1100 мм от настила площадки, то на нем должен быть установлен поручень-ограждение, обеспечивающий высоту от настила площадки до верхней кромки поручня не менее 1100 мм.
407. При проектировании буксирных устройств:
1) буксирные лебедки, установленные на ледоколах и буксирах, должны располагаться в закрытых помещениях;
2) на буксирном гаке должно быть клеймо с указанием допускаемого тягового усилия;
3) для портовых буксиров необходимо применять гаки с закрытым зевом, исключающим соскальзывание каната при буксировке высокобортных судов;
4) для предотвращения падения неработающего гака с буксирной дуги (погона) на концах последней должны предусматриваться ограничители;
5) от буксирной дуги (гака) по направлению к корме судна для работы с гаком должна быть предусмотрена площадь палубы шириной не менее 800 мм. Если расстояние от палубы до верха "носика" буксирного гака составляет более чем 1400 мм, то в районе диаметральной плоскости должна быть предусмотрена площадка размером не менее 800 x 1200 мм. Участок палубы в районе буксирной дуги (гака) или настил площадки должны иметь противоскользящее покрытие или точечную наплавку, а на ледоколах и буксирах, совершающих рейсы в районы Арктики, Антарктиды и устья сибирских рек - приварные шпильки;
6) на судах, у которых буксирная дуга укреплена на кормовой переборке надстройки и расположена над машинным капом, площадку по периметру следует окантовывать угольником, планкой или предусматривать другие устройства, предотвращающие соскальзывание ног с площадки;
7) к местам установки кормовых буксирных клюзов должны быть обеспечены свободные проходы шириной не менее 1200 мм. На портовых буксирах этот проход может быть уменьшен до 800 мм;
8) при высоте буксирных арок менее 1800 мм их нижняя часть должна иметь покрытие, смягчающее случайные удары головой (накладки из пористой резины);
9) буксирная арка должна иметь протяженность от одного фальшборта до другого и предотвращать задевание буксирного каната за конструкции судна.
Не следует располагать буксирные арки над рабочими местами у швартовных механизмов и устройств, а также над выходами из подпалубных помещений;
10) на буксирных арках с обеих сторон над проходами должны быть нанесены заметные надписи "Берегитесь буксира";
11) у кормовой части помещения буксирной лебедки или у буксирного гака по обоим бортам должны предусматриваться штатные съемные леера, закрывающие проход в район действия буксирного каната;
На судах валовой вместимостью более 1000 регистровых тонн штатные места хранения съемных деталей буксирного устройства (скоб, зажимов) должны располагаться на расстоянии не более 10 м от буксирной лебедки.
408. При проектировании шлюпочных устройств:
1) в местах установки шлюпок наружная кромка палубы должна иметь закраину (буртик);
2) конструкция кильблоков и крепление шлюпок по-походному должны предусматривать возможность отдачи их без выхода людей на сторону моря;
3) должен быть предусмотрен механизм подъема шлюпок, оборудованный самотормозящимися приспособлениями, фиксирующими шлюпку при прекращении ее подъема и спуска;
4) конструкция шлюпочного устройства должна исключать заваливание шлюпки вручную. Конструкция шлюпбалок и их размещение должны обеспечивать спуск-подъем шлюпок без снятия бортовых ограждений;
5) должно быть предусмотрено устройство для отдачи блоков шлюп-талей;
6) линия вала для судовых моторных шлюпок должна быть закрыта кожухом по всей длине от двигателя до дейдвудного подшипника. В местах соединительных муфт кожух должен быть откидным.
409. При проектировании грузовых стрел и кранов:
1) на стрелах грузовых устройств должны быть установлены светильники для освещения зоны грузовых операций;
2) грузовые стрелы должны устанавливаться так, чтобы обеспечивался безопасный доступ к ним и к их вооружению для обслуживания;
3) палубные передвижные краны должны быть оборудованы устройством, автоматически подающим звуковые сигналы во время передвижения крана;
4) краны должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими автоматическое выбирание и выдачу кабеля при перемещении крана.
410. При проектировании закрытых грузовых трюмов, сходных, световых и вентиляционных люков:
1) посты управления люковыми закрытиями должны быть установлены у каждого трюма и должны обеспечивать обзор движения люковых крышек;
2) секции люковых закрытий в поднятом положении должны с обеих бортов крепиться так, чтобы исключалась возможность самопроизвольной отдачи запорных устройств от случайных толчков, вибраций, задевания крюком или грузом;
3) над центрами сходных люков в трюмы должны устанавливаться обухи, предназначенные для крепления к ним устройства для эвакуации, с помощью которого можно поднять пострадавшего с нижней и промежуточных палуб грузового трюма на санитарных носилках. В случаях, когда отсутствует возможность установки обухов над сходными люками, у последних должны предусматриваться места для установки съемной стойки, предназначенной для крепления к ней устройства для эвакуации;
4) крепления откидных крышек люков в открытом положении должны предусматривать самофиксирующиеся стопоры; должна быть исключена возможность самоотдачи стопоров под влиянием вибрации и случайных нагрузок, а также обеспечено удобство и безопасность их отдачи при закрытии крышки;
5) процесс открывания-закрывания люков не должен требовать от обслуживающего персонала больших физических усилий и подготовительных операций в труднодоступных местах.