XXI. Требования охраны труда при проведении учебных спусков
259. Учебные водолазные спуски проводятся на специально оборудованных полигонах с берега или пирса, в бассейнах, в барокамерах, на учебно-тренировочных комплексах, с судов (катеров) или в специально оборудованных для этих целей отсеках судна.
260. Учебные водолазные спуски проводятся по планам или программам, утвержденным работодателем. В планах указываются место, глубина, время и цель водолазных спусков, применяемое водолазное снаряжение и средства обеспечения спусков, устанавливаются конкретные для текущего занятия меры безопасности, указываются руководители водолазных спусков, страхующие водолазы, обеспечивающий персонал, медицинское и материально-техническое обеспечение, а также порядок действий при возникновении нештатной или аварийной ситуации с водолазом.
При проведении учебных водолазных спусков должен быть разработан и введен в действие план действий при возникновении нештатной или аварийной ситуации.
На период проведения учебных водолазных спусков должна находиться в готовности к немедленному использованию допущенная к эксплуатации водолазная барокамера. При учебных водолазных спусках на глубины более 6 м барокамера должна находиться в непосредственной близости к месту спусков.
При отсутствии барокамеры или ее неготовности к использованию учебные водолазные спуски проводить запрещается.
261. Участок акватории, размещенный на акватории естественного водоема (море, озеро, водохранилище, река), отведенный для проведения учебных спусков, должен быть обозначен и огражден. Дно в местах спусков должно быть очищено от представляющих опасность предметов, а акватория должна быть свободна от посторонних плавсредств и плавающих предметов. Результаты обследования должны быть оформлены актом, который утверждает работодатель. Рабочие (учебные) места у участка акватории должны предусматривать размещение водолазной станции и быть оборудованы постами с водолазным снаряжением различного вида, необходимой водолазной техникой, инструментом, трапами до грунта, спусковыми и ходовыми концами, подводными конструкциями, имитирующими реальные объекты и условия проведения водолазных работ.
Преподавательский и инструкторский персонал, участвующий в проведении учебных водолазных спусков, должен быть обучен оказанию первой помощи водолазам, при получении травм, связанных с профессиональной деятельностью водолазов.
262. При выполнении учебных спусков на береговых полигонах и в бассейнах с одного трапа производится спуск не более двух обучающихся. У места проведения учебных спусков должен находиться подготовленный к немедленному спуску страхующий водолаз, назначенный из числа инструкторского состава (штатных водолазов организации). При повышении квалификации и переподготовке страхующий водолаз может назначаться из числа обучаемых водолазов.
До начала спусков обучающийся готовит водолазное снаряжение и проводит рабочую проверку только под наблюдением инструктора и делает соответствующую запись в журнале водолазных работ.
При отработке учебных задач спуски водолазов должны производиться как с применением разговорной двухсторонней (проводной или беспроводной) связи, так и с сигнальным концом.
В целях повышения безопасности могут применяться контрольный конец с буйком и (или) использоваться средства малой гидроакустики.
При этом спуск и движение обучающегося водолаза должно сопровождать плавсредство с достаточным количеством обеспечивающего персонала и со страхующим водолазом, находящимся в готовности к немедленному погружению.
Учебные спуски в плавательных комплектах снаряжения в автономном варианте могут проводиться в бассейнах. Спуски в плавательных комплектах снаряжения в автономном варианте в бассейне и на акваториях могут проводиться в паре с обеспечивающим в воде водолазом-инструктором, находящимся в непосредственном прямом контакте с обучающимся. Во время пребывания обучающегося водолаза под водой водолаз-инструктор должен внимательно следить за его действиями и поведением, а при потере с водолазом визуального контакта через каждые три - пять минут запрашивать о самочувствии.
263. Особенности проведения учебных водолазных спусков в конкретных условиях образовательной деятельности должны быть учтены в инструкциях (руководствах, стандартах), разрабатываемых организацией, проводящей учебные водолазные спуски.