XVIII. Требования охраны труда, предъявляемые
к выполнению водолазных работ (осуществлению
производственных процессов), эксплуатации водолазного
и технологического оборудования
229. Перед началом водолазных работ должны подниматься, а после их окончания опускаться предупреждающие сигналы:
а) в светлое время суток - три знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний - ромбом. Знаки должны быть черного цвета и следующих размеров: шар диаметром не менее 0,6 м, ромб, состоящий из двух конусов с общим основанием (конус диаметром в основании не менее 0,6 м и высотой, равной его диаметру). Вертикальное расстояние между знаками не менее 1,5 м. На судне длиной менее 20 м могут использоваться знаки меньших размеров применительно к размерениям судна;
б) в темное время суток или при ограниченной видимости - три круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний - белым.
230. Если существует препятствие для прохода другого судна, занятое проведением водолазных работ судно должно дополнительно выставлять:
а) два зеленых круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны, с которой может пройти другое судно;
б) два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, - для указания стороны, на которой существует препятствие;
На судне длиной 20 м и более вертикальное расстояние между огнями должно быть не менее 2 м, а на судах менее 20 м - не менее 1 м. Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют выставлять все вышеуказанные знаки, то должен выставляться днем флаг "Альфа" по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жесткого щита, высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить видимость этого флага.
231. В пределах внутренних водных путей (рек, озер, каналов, водохранилищ) должны подниматься:
а) в светлое время суток два флага "Альфа";
б) в темное время суток или при ограниченной видимости - два зеленых огня, расположенные один над другим.
Расстояние между флагами и огнями должно быть не менее:
а) на судах длиной 20 м и более - 2 м;
б) на судах длиной менее 20 м - 0,5 м.
В обоих случаях эти сигналы следует поднимать на ноке реи того борта, у которого работают водолазы. Если размеры обслуживаемого судна, у борта которого отшвартован водолазный бот, гораздо больше, чем размеры бота, то предупреждающие сигналы должны подниматься на мачте обслуживаемого судна с соблюдением необходимых требований.
На берегу или плавсредствах, не имеющих штатных мачт для подъема сигналов, должна устанавливаться временная, хорошо видимая мачта.
Поднимаемые на мачтах предупредительные сигналы должны быть видимыми по горизонту на 360°. Если при установке одной мачты не обеспечивается видимость или водолазные работы проводятся вдоль береговой черты (причального сооружения), имеющего длину более 50 м, то выставляются 2 и более мачт, на которых поднимаются предупредительные сигналы, таким образом, чтобы обеспечить видимость рабочей зоны.
232. Водолазные работы разрешается производить с судов, катеров, плавучих сооружений и иных плавучих объектов (далее - с судов), которые закреплены у причального сооружения или объекта работ, или над местом проведения работ с использованием якорей, швартовых устройств, рейдового оборудования или способны надежно удерживаться в заданном положении с использованием системы динамического позиционирования.
Водолазные спуски с судна, имеющего ход или находящегося в дрейфе, запрещены.
233. В море, в прибрежной зоне, на внутренних водных путях, рейдах и в акваториях для проведения водолазных работ могут быть использованы рабочие катера, катера обеспечения и маломерные плавсредства (в том числе спущенные на воду с более крупных судов) при условии их поддержки судном или с берега и выполнении водолазных работ в непосредственной близости, в зоне видимости и при благоприятной погоде для спуска и подъема водолаза, а также спуска и подъема маломерного плавсредства.
Для проведения водолазных работ могут быть использованы самоходные и несамоходные плавучие объекты (плавучие краны, баржи, кабелеукладчики, трубоукладчики, земснаряды, плашкоуты, боты), на которых может быть временно размещена водолазная станция с мобильным или транспортабельным водолазным комплексом или с водолазной станцией быстрого развертывания.
Наименьшим типом судна, с которого могут проводиться водолазные спуски, являются маломерные плавсредства (шлюпки, лодки, катера).
234. В период подготовки к производству водолазных работ с судна (плавучего объекта) руководитель водолазных работ должен убедиться, в том числе в готовности:
1) судовых систем к стоянке, постановке на якорь, на рейдовое оборудование, швартовке к объекту работ или к удержанию в заданной точке постановки с использованием системы динамического позиционирования (далее - СДП) и к контролю за положением судна;
2) судовых технических средств обеспечения водолазных работ;
3) водолазной техники и оборудования.
235. При выполнении водолазных работ результаты проверки готовности судна записываются в судовой журнал.
При выполнении водолазных работ с судна, взятого в аренду, дополнительно необходимо оформить акт готовности судна к проведению водолазных работ, который подписывается капитаном судна и руководителем водолазных работ.
236. При работе в составе группы судов должен быть разработан и согласован план совместного маневрирования с указанием безопасных расстояний, ограничений при выполнении работ и по условиям их проведения, схемы связи и взаимодействия, мер по обеспечению безопасности и иной информации, оказывающей влияние на безопасность водолазных работ при совместном маневрировании.
237. Если на одном объекте работ (проекте) одновременно выполняют работы две и более организации, то контроль за общей организацией водолазных работ на объекте должен выполнять заказчик работ (владелец объекта) или уполномоченное им лицо (организация).
Структура управления и организация взаимодействия, ответственность каждого участника, разграничение зон ответственности и участков работ, действия при возникновении нештатных и аварийных ситуаций должны быть доведены до всех участников водолазных работ до начала работ.
238. Выполнение водолазных работ в акватории порта осуществляется с разрешения капитана порта на основании заявления на проведение водолазных работ или водолазного спуска. В заявлении указываются: название организации, выполняющей водолазные работы, цель работ, дата, время и место проведения водолазных работ.
В целях обеспечения безопасности выполнения водолазных работ, соблюдения судами правил плавания вблизи мест проведения водолазных работ, для информирования организаций, осуществляющих свою деятельность в порту, составляется общий список водолазных работ, являющийся приложением к суточному графику расстановки и движения судов в порту.
В зависимости от природно-климатических и гидрометеорологических условий, особенностей расположения, интенсивности судоходства и других особенностей портовых гидротехнических сооружений, капитан порта приказом (распоряжением, локальным распорядительным актом) может установить дополнительные требования к безопасному проведению водолазных работ на объектах портовой инфраструктуры.
239. При производстве водолазных работ персоналом временно размещенной водолазной станции и (или) сторонней организацией от нее должен быть назначен руководитель водолазных работ.
Между капитаном судна и руководителем водолазных работ должны быть распределены обязанности и ответственность для всех этапов водолазных работ, которые должны быть оформлены письменно и подписаны в двухстороннем порядке.
240. Капитан судна отвечает за безопасную стоянку, удержание или выполнение маневров судна у места проведения водолазных спусков и работ, постоянное наблюдение за положением судна, навигационной обстановкой в районе выполнения работ, готовность технических средств судна к проведению водолазных работ, расстановку и действия экипажа, при необходимости организовывает спуск дежурного (рабочего) катера.
Руководитель водолазных работ отвечает за безопасную организацию и выполнение водолазных работ с судна, осуществляет контроль за гидрологической и метеорологической обстановкой в районе работ.
По запросу руководителя водолазных работ капитан выделяет вспомогательный персонал для обеспечения водолазных спусков.
241. Начинать водолазные спуски с судна можно только после получения доклада о готовности от руководителя водолазных спусков. При наличии факторов, влияющих на безопасное проведение работ, приостановить или прекратить проведение спусков с борта судна могут капитан судна, руководитель водолазных работ или ответственный производитель работ, представитель заказчика на судне или владельца судна, а также непосредственно руководитель водолазных спусков, о чем должна быть сделана запись в судовом журнале судна с указанием причины остановки водолазных работ.
242. В прибрежных водах, на рейде, на внутренних водных путях, акваториях или водоемах и в портах средство спуска водолазов выбирается исходя из надежности стоянки или удержания судна у места проведения работ, высоты борта судна или гидротехнического сооружения, условий проведения спусков, выбранного метода спусков и подъема водолаза с учетом возможностей по подъему в аварийной ситуации.
В открытом море водолазные работы с судна (плавучего объекта) необходимо проводить с использованием водолазной беседки или открытого водолазного колокола, за исключением судовых и аварийно-спасательных работ на корпусе судна.
243. При проведении водолазных работ с борта судна с использованием шахты спуски необходимо производить с использованием водолазной беседки, водолазного колокола или других устройств, предназначенных для перемещения людей. При спусках через шахту должны быть предусмотрены мероприятия по исключению скопления на поверхности воды в шахте каких-либо предметов или льда, которые могут препятствовать подъему водолаза из воды, включая аварийный подъем.
244. Использование судовых кранов, кран-балок, лебедок, для обеспечения спуска водолазной беседки и открытого водолазного колокола не допускается, за исключением использования в аварийных ситуациях, когда нет возможности задействовать другие средства.